Известно, что большинство церквей устроено по принципу вертикали и единоначалия. Российское государство независимо от политической системы, властвовавшей над ним, чаще всего было построено так же, по этому удобному византийскому принципу. В те долгие времена, когда власть созданного на просторах России советского государства отрицала значение веры и церкви, оно, государство, боролось с верой и церковью уничтожением её. Это было логично, так как предпринималась историческая попытка построения новой религии – коммунистической. Были даже придуманы апостолы Маркс-Энгельс-Ленин, которым учил молиться "мудрый ЦК". Так продолжалось, пока не начались сложные времена столкновения данной советской системы с подобной национал-социалистической, но уже не в Европе, где один "бандит" легко договаривался с другим, а на бескрайних просторах СССР. Разверзся ужас войны. Вопреки многолетним утверждениям, что воевать Красная Армия будет на чужой территории, события разворачивались совсем по-другому. В этих обстоятельствах власть в лице Сталина вспомнила о своем начальном образовании и решила в своих интересах примириться с церковью.
Уваровское триединство сработало в очередной раз. Вернулся институт Патриаршества. Святые мощи были перевезены из Кремля в домашнюю церковь купцов Елоховых, и в Москве появился Патриарший Собор. В народе он, правда, так и оставался Елоховским. В ответ РПЦ включилась, в противовес своей сестре — Русской Церкви Зарубежья, в священную борьбу не с коммунистическим идолом, а с посягнувшими на страну – СССР – идентифицированную единым понятием с Россией. Танковая колонна, самолёты и публичные молебны за победу "русского оружия" стали делом не тайным, а явным. Собратья же по вере не менее истово молились за победу тех, кто вознамерился покарать осквернителей веры, церкви, страны. Убивших Патриарха, отправивших десятки тысяч священнослужителей: православных, католиков, протестантов, лютеран, мусульман, иудеев, буддистов – верующих, в Соловки и на другие погосты от Москвы до самых до окраин. В час опасности для Родины было провозглашено, что власть сплачивает народ для своей защиты с помощью призванной на помощь церкви. Церковь пошла на этот компромисс. Могла ли она поступить иначе? Вопрос сложный и сегодня скорее риторический, как и история, он не имеет сослагательного наклонения. Для нас важен факт – власть призвала церковь и смогла посулами, угрозами, иллюзией примирения добиться единственно нужного ей власти результата. Надолго?
В 60-ые маятник качнулся опять в другую сторону, и церковь опять получила по полной. Такова история, и её не стоит забывать. Кстати, когда тирана не стало, заупокойную по нему звонили во всех церквях, и кадры кинохроники сохранили трогательные моменты преклонение перед своим душегубом и "благодетелем" представителей всех одаренных его милостью конфессий. Единственно, чьих коленопреклонений история не сохранила – это католиков, однозначно предавших анафеме человеконенавистнические идеи и поступки новой коммунистической власти и нового государства.
Однако статья не направлена на противопоставление одной Веры другой, и тем более одной Церкви другим. Хочется верить, что, особенно после исторических, беспрецедентных шагов, и в прямом, и в переносном смысле слова – Иоанна Павла II, эпоха религиозных войн должна окончательно отойти в историю. Оговорюсь, понимаю, что время от времени и сейчас, и в будущем будут раздаваться непримиримые возгласы фанатиков разных мастей, но смешивать массы верующих с этими "недосформировавшимися человекоподобными существами" не стоит. Религиозные войны, как и географические, должны остаться только на страницах учебников и научных книг, в том числе и религиозных, а со страниц новостей обязаны исчезнуть. У человечества и без них достаточно причин для возникающих время от времени, межгосударственных конфликтов. Технический и научный прогресс подарили нам слишком много того, чего вполне достаточно, чтобы свершить массовое, а, возможно, и всенародное самоубийство. Вера, любая, должна нас от этого предостеречь.
Вернусь к основной теме, побудившей сесть за перо. Встреча Папы Франциска с президентом России В. Путиным. Это далеко не первый раз, когда действующий Понтифик принимает у себя лидера крупнейшей страны. Когда-то Горбачёв открыл этот список. С тех пор и Б.Н. Ельцин и В. Путин и Д. Медведев встречались в Ватикане с главой Святого Престола. Обменивались подарками, мнениями, даже грамотами и протоколами о намерениях, но ни разу "газетные утки", сообщавшие о приглашении Папе посетить Россию, не оказывались реальными, а не дипломатическими шагами в эту сторону. Т.е. советское, российское руководство активно использует свои частые визиты в Италию для встречи с Папой, но проявить свою власть в полной мере и обеспечить его визит в Россию ей, всесильной и могущественной, не под силу. Не смог посетить Россию даже передавший святую икону Казанской Божьей Матери – Казани Иоанн Павел II. Более того, когда Понтифика не стало, Россия оказалась одной из редких стран, для кого это не послужило необходимостью приспустить государственные флаги и объявить траур. Президентом тогда был В. Путин.
Сегодня аудиенцию у Папы российские СМИ подают как прорыв. В то время, когда Россия всё больше из-за своей захватнической, авантюристической политики на просторах соседних государств становится нерукопожатным изгоем в мире, для неё это большая победа. Приведут ли итоги встречи к тому, что, наконец, состоится долгожданный визит – посмотрим. Будем молиться. В любом случае хочется не терять надежду, что Папа не станет очередной жертвой обмана, вероломства и напёрстничества. Что в католических храмах России не появится, как в советские времена в Синагоге на улице Архипова, молитва во славу правительства СССР. "Нельзя молиться за царя-Ирода! Богородица не велит!".