Евгения Беркович и Светлана Петрийчук в зале суда, 20.05.24. Фото: SOTA
  • 08-07-2024 (20:50)

Беркович и Петрийчук приговорили к шести годам колонии

update: 09-07-2024 (15:57)

Судья 2-го Западного окружного военного суда Юрий Массин приговорил режиссера Женю Беркович и драматурга Светлану Петрийчук к шести годам лишения свободы по делу об "оправдании терроризма" (часть 2 статьи 205.2 УК РФ). Об этом сообщает "Медиазона".

Отбывать наказание обвиняемые будут в колонии общего режима. Им также на три года запретили администрировать сайты. Судья постановил зачесть время содержания Беркович и Петрийчук в СИЗО с 4 мая 2023 года из расчета "день за день".

Гособвинение запрашивало такой же срок для подсудимых — по шесть лет колонии. Максимальное наказание по статье об "оправдании терроризма" — семь лет лишения свободы.

Как пишет издание, журналисты и слушатели ждали приговора на улице возле здания суда, несмотря на жару. Из-за закрытого режима рассмотрения дела их не пустили внутрь. На жару также жаловались адвокаты. "Мы попросили зал с кондиционером. Такого зала для нас нет [ответили нам]", — рассказала адвокат Беркович Ксения Карпинская.

По теме
НОВОСТИ

Она подчеркнула, что защита будет обжаловать приговор.

"Суд тоже должен руководствоваться определенными принципами. Так вот я хочу сказать: "Каждый выбирает для себя: женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку. Каждый выбирает для себя".

Так вот сегодня в суде состоялось абсолютно незаконное, несправедливое заседание, и я думаю, что судьба Герострата, она многих постигнет. Можно быть известным справедливостью, а можно заслужить известность разрушением чего-то.

Так вот это решение, конечно, мы будем обжаловать, хотя на это надежды мало. Но я хочу, чтобы вы знали, что эти девушки абсолютно невиновны. Абсолютно невиновны", — цитирует "Медиазона" Карпинскую, обратившуюся к присутствующим у здания суда.

Беркович и Петрийчук задержали в начале мая 2023 года и тогда же арестовали. Дело против них завели из-за пьесы и спектакля "Финист Ясный Сокол", в которых рассказывается о женщинах, решивших "виртуально выйти замуж за представителей радикального ислама и уехать к ним в Сирию".

Сам спектакль в 2022 году победил в двух номинациях в рамках театральной премии "Золотая маска", получив премии за лучшую работу драматурга и лучшие костюмы. Награду получили Петрийчук и костюмер Ксения Сорокина.

При возбуждении уголовного дела следствие ссылалось на экспертизу спектакля, проведенную Лабораторией деструктологии Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ), одним из авторов экспертизы стал историк и религиовед Роман Силантьев. При этом в июне прошлого года Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте сообщил, что деструктология не является наукой, а экспертиза, ставшая основой для уголовного дела, не может служить доказательством.

Пока шло "расследование" дела и режиссер и драматург находились в СИЗО, у Жени Беркович на 90-м году жизни умерла бабушка Нина Катерли. Тогда актеры, режиссеры и общественные деятели, в частности Чулпан Хаматова, Иван Ургант, Данила Козловский, Людмила Улицкая, Александр Сокуров, Юлия Пересильд и Дмитрий Муратов, обратились к уполномоченной по правам человека Татьяне Москальковой с просьбой отпустить Беркович на похороны. В итоге Беркович разрешили поехать на прощание.

Рассмотрение дела в суде по существу началось 20 мая. Помимо экспертизы, обвинение строилось на показаниях двух доносчиков, которых заслушали во время процесса. Один из них нижегородский актер Владимир Карпук. На суде он объяснял, как понял пьесу: герой "советской сказки" Финист там показан как "какой-то хороший моджахед", а от всех русских мужчин, в отличие от мусульман, плохо пахнет. Карпук настаивал, что авторы подталкивают зрителя к тому, чтобы простить женщин, влюбившихся в исламистов.

Еще один человек, написавший донос, — секретный свидетель под псевдонимом "Никита". Его возмутило, что "террористки показаны жертвами, а виновными назначены российское государство и общество". "Потому что именно они подтолкнули девушек — это следует из их собственных историй — вступить в ИГИЛ, — объяснял он на суде. — Мы получаем вполне направленный посыл: здесь в России плохо женщине, она живет в унижении и без любви. И к этим посылам обращаются террористы. И этот посыл в спектакле никак не отвергается, не критикуется".

Остальные свидетели обвинения выступили в защиту Беркович и Петрийчук. Так, театральный критик Татьяна Тихоновец объясняла, что "Финист" "предостерегает женщин, которые попали, уловлены представителями запрещенной в России организации ИГИЛ". По ее словам, это была "самая яркая, самая талантливая и самая убедительная пьеса". Советский актер Вениамин Смехов тоже понял "Финиста" как предупреждение и добавил, что хотел бы "снова увидеть этот талантливый спектакль".

Сами обвиняемые настаивали, что пьеса предупреждает женщин об опасности быть завербованными, и подчеркнули, что испытывают только отвращение к террору.

В середине июня суд закрыл заседания по делу до конца разбирательства. Формальная причина — угрозы одному из свидетелей. Никаких заявлений от участников процесса о том, что им поступали угрозы, в суд не поступало, отмечают журналисты.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Материалы раздела