Дорогой коллега Максим Мамлыга написал очень длинный и очень разумный лонгрид о нынешнем расцвете разного рода книжных оффлайн-событий и в первую очередь фестивалей. Честно сказать, я тоже смотрю на них и не нарадуюсь, потому что по прежней жизни помню, какое это было счастье - и для посетителей, и для участников (не уверена, что для организаторов тоже, но тут уж tu l'as voulou, George Dandin).

С точностью до одного важного нюанса, о котором Максим почему-то не пишет: список людей и институций, которых на эти фестивали можно звать, сокращается с каждым месяцем. Кого-то нельзя, потому что иноагент, кого-то потому, что уехал и что-то там такое нескрепно-антивоенное пописывает, кого-то просто нельзя, без объяснения причин - "старик, ну ты же понимаешь". Понимаем - но все же, все же.

В результате с фестиваля на фестиваль кочуют одни и те же люди - прекрасные (а многие и очень любимые), но, что называется, "безопасные". А другие - не менее прекрасные и любимые - сидят по домам и, надо надеяться, что-то хорошее пишут. И говоря о расцвете фестивального движения - абсолютно настоящем, неиллюзорном - в отечестве нашем, мне кажется, об этих вторых тоже неплохо бы помнить.

Ну, и вот из свеженького - издательство "Индивидуум" не поедет на фестиваль "Белый июнь". Почему? Ну, старик, ты же все понимаешь (нет).

И напоследок - горячо солидаризируюсь с посылом поста "Индивидуума": ходите на фестивали, даже если на них не позвали кого-то, кого вы лично хотели бы видеть. Любая минута радости, вырванная у жизни, поводов для радости подающей меньше, чем хотелось бы, бесценна. Все понимаем, старик. Но идем и радуемся - пока не запретили.

Галина Юзефович

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены