С момента подписания Байденом нового пакета помощи Украине прошел всего один месяц, однако за это время произошли кардинальные изменения как на фронте, так и во внутриполитическом раскладе в США (об этом речь пойдет в следующем посте), существенно ухудшив и без того туманные перспективы путинской агрессии против Украины.

Начало года выдалось крайне тяжелым для украинской армии, которой приходилось сопротивляться в условиях низких поставок боеприпасов и вооружений со стороны США. Информационное пространство начало наполняться "военной аналитикой" о том, что Россия якобы научилась воевать и теперь начала демонстрировать успехи на фронте, а украинская армия, наоборот, начала терять свой потенциал. Однако российское продвижение в последний месяц значительно замедлилось, в то время как потери, наоборот, резко возросли.

Теперь же становится очевидно, что продвижение российской армии было вызвано лишь дефицитом поставок вооружений и боеприпасов со стороны США, а та стойкость, с которой ВСУ удерживали свои позиции в начале года говорит не об утрате ВСУ своего потенциала, а наоборот, о героической самоотверженности украинских воинов, которые в этот тяжелый период не позволили российской армии превратить ни один ее тактический успех на фронте в оперативный.

В конце прошлого года я уже писал о том, что военная кампания 2024 г. для России является ключевой и должна была продемонстрировать существенные успехи, чтобы подыграть внешнеполитической предвыборной риторике Трампа, помочь обеспечить ему победу на выборах, а себе обеспечить выход на переговорный трек на своих условиях в 2025 г. Но события, как обычно, складываются совершенно иначе, чем предполагали влажные фантазии Путина.

К концу пятого месяца года России так и не удалось продемонстрировать сколь либо серьезных успехов на фронте. Харьковская операция, которая должна была стать "витриной того, как россияне "умеют воевать цивилизованно", стала очередным военным провалом. В результате спустя две недели после начала провального "цивилизованного" наступления на Харьков Кремль вновь вернулся к фашистским методам ведения боевых действий, начав удары по исключительно гражданским объектам города, которые даже с натяжкой, в отличие от, например, энергетической и другой инфраструктуры, не имеют никакого двойного назначения.

Совершенно не удивлюсь, если Россия все же предпримет попытку дальнейшего расширения фронта, начав вторжение и в Сумскую область Украины. Путин в последние месяцы явно воодушевлен и уверен, что сейчас необходимо лишь немного дожать ВСУ, и украинская оборона посыплется. Однако не надо быть военным экспертом, чтобы предсказать российскую неудачу и на этом фронте.

Во-первых, военные поставки из США за месяц вышли на стабильный уровень, устранив чрезвычайный дефицит боеприпасов, танки-черепахи уже не помогут. Во-вторых, российская группировка для наступления на Сумскую область будет еще хуже подготовленной, чем та, что наступает сейчас на Харьков, как из-за имеющегося дефицита военной техники, так и солдат. А в-третьих, ВСУ совершенно определенно уже не допустят тех ошибок в обороне, которые позволили России добиться тактических успехов в первые дни наступления в Харьковской области.

Стоит также ожидать, что США все же разрешат Украине наносить удары по военным объектам на российской территории: изменившаяся риторика трампистов не оставляет выбора Байдену, который в предвыборный год не может позволить республиканцам выступать большими защитниками Украины, чем демократы. И это в очередной раз станет неожиданным и крайне болезненным с точки зрения потерь сюрпризом для России, как и морозы в январе для российского ЖКХ. Очевидно, что российская армия не готова к подобным ударам.

Спустя два года войны в Кремле по-прежнему считают, что Запад "за**ыт" это сделать, хотя при этом в Кремле прекрасно осознают, что ему будет нечем на это ответить, кроме как очередным алкогольным угаром в телеграмме Медведева. Как мы помним, ATACMS тоже были очередной красной линией для Кремля, но их массовое применение ВСУ в последние два месяца не привело ни к какой реакции со стороны России. Просто молча сглотнули, как и раньше, при пересечении десятков предыдущих красных линий. Бурное публичное обсуждение на Западе этой меры есть вновь ничто иное, как психологическая подготовка Кремля к данному решению.

У России остается все меньше и меньше шансов на достижение хоть каких-то успехов в этом году. В скором времени на Украину начнут поступать дополнительные боеприпасы в рамках чешской инициативы, помимо новых вооружений из США и Европы. Также ожидается увеличение поставок боеприпасов из Европы благодаря принятым там решениям о расширении объемов их производства. Но самым важным событием этого года должно стать появление у ВСУ истребителей F-16.

Безусловно, они не обеспечат мгновенную победу Украины. Однако я уверен, что они окажут такое же влияние на ход боевых действий в Украине, какое оказало появление HIMARS в 2022 г. Российская армия потеряет свое основное преимущество, которое она сейчас имеет в воздухе, в первую очередь за счет применения планирующих авиабомб, что позволяет российским вооруженным силам медленно продвигаться за счет тактики тотального уничтожения узлов украинской обороны и мясных штурмов. В результате у России останутся только мясные штурмы – и это очень сомнительная заявка на успех. Кремль, очевидно, уже провалил военную кампанию 2024 г.

Не лучше сейчас обстоят дела и у главного товарища Путина в США Дональда Трампа...

Алексей Тихонов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены