Начавшаяся 24 февраля война России против Украины со всей остротой заставляет задуматься над целым комплексом вопросов:
- почему это могло случиться;
- почему многие люди в России поддерживают эту войну;
- почему многих умных и хорошо информированных людей в России не задевают смерти детей в Украине, тотальное разрушения школ, больниц, церквей;
- почему одни люди из одной и той же социальной страты поддерживают войну, а другие нет
- да и вообще, КТО МЫ?
Попытаюсь порассуждать на эту тему. Очевидно, что все эти вопросы крутятся вокруг личности человека, его личностных нравственных характеристик. Так же очевидно, что проблема одобрения войны или ее категорического не принятия не проходит через "ось интеллекта". Более того, низкообразованные люди могут поддерживать эту войну по причине низкой информированности, "выученной беспомощности". Другое дело, статусные, образованные и даже культурные люди. Они-то уж поддерживают эту войну или из каких то своих убеждений, или из карьерных предпочтений, или из нравственной чёрствости; или из-за низких морально-этических установок, готовности делать зло? Или они просто поддались идеологической установки государства, которое оно насаждает последние 15 лет? Что тут первопричина?
Первое, что пришло мне в голову, это теория мотивации Абрахама Маслоу, или пирамида потребностей. Маслоу считал, что люди имеют разные потребности, которые можно разделить на 5 основных категорий:
1. Физиологические: голод, жажда и так далее
2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни
3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность
4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост
5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоинтентификация
Важно отметить здесь (и это ещё одна сильная мысль теории Маслоу кроме классификации потребностей), что эти потребности довольно стройно структурированы/ детерминированы между собой. Первая потребность человека физиологическая. Пока она не удовлетворена, другие потребности для человека неактуальны. Пока у него нет крыши над головой нет потребности искать друзей. И т.д. Соотвественно, духовные потребности возникают только после удовлетворения всех остальных потребностей. Отсюда возникает логичный вывод, что людей, которые ставят перед собой высокие/ духовные цели в мире немного. Однако, эта теория касается именно потребностей человека, то есть это то, что человек хочет иметь. А не то, чем он имманентно обладает. Но одну подсказку эта теория нам даёт: люди, у которых уровень потребности находится на низших степенях, естественным путем индифферентны к войне и чужим страданиям. А таких в России много. Ну, собственно, и воюют в Украине солдаты из бедных регионов, для которых, грубо, им унитаз удивителен со стиралкой.
Скорее все-таки нужно рассуждать в категории МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА. Что-то типа максимы Канта: "…звездное небо надо мной и моральный закон во мне". То, что в человеке есть по определению, внутри его.
Моральных ценностей довольно много. Это и добро и зло, справедливость, долг, честь, альтруизм, толерантность, любовь, стыд, ответственность и проч. Здравый смысл подсказывает, что моральные ценности также иерархичны и взаимообусловленны. Несколько примеров из жизни. Известно, что представители криминального мира, как правило, с почитанием относятся к своим матерям. Многие из них очень бережно относятся к животным. Но моральны ли они? Конечно нет! Или. Один алкоголик, когда напивается, начинает издеваться над близкими. А другой - наоборот, начинает веселиться, проявляя максимальную доброту в этот момент.
Напрашивается логика появления иерархии моральных ценностей. Мне видится, что есть 3 группы моральных ценностей:
- базовые моральные ценности
- моральные ценности по отношению к обществу и природе
- высшие моральные ценности
Рассмотрим эти группы:
Базовые моральные ценности.
Это:
- эмпатия по отношению к своим близким
- забота о своём здоровье и жизни
- стыд
- совесть
- честь
То есть это те моральные ценности, которые первыми возникают у человека. Или не возникают.
Моральные ценности по отношению к обществу и природе.
Это:
- забота о природе и животных
- долг
- ответственность
- доброта по отношению к друзьям, коллегам, знакомым
- порядочность
То есть это те моральные ценности, которые возникают у человека в его коммуникации с людьми/ обществом. Или не возникают.
Высшие моральные ценности:
1. Гуманизм - человеколюбие, отказ от всех форм насилия над личностью, признание естественных прав человека.
2. Свобода - понимание, что личная свобода - это высшая ценность человека
3. Альтруизм - сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им
4. Толерантность - терпимость к другим нравам, привычкам, культурам, способам проявления человеческой индивидуальности
То есть это те моральные ценности, которые возникают у человека в каком-то высшем его развитии, когда возникают уже гуманистические ценности по отношению к цивилизации, к человечеству. И, одновременно, возникает понимание про личную свободу как высшую ценность человека.
Как уже понятно из этой классификации, возникает иерархичность и даже детерминированность моральных ценностей.
Человек может взрастить в себе базовые моральные ценности, но не может приподнять себя выше, когда уже нормально можно и нужно относиться к природе и окружающим людям.
А человек, который стал более терпимым к окружающим людям, но ещё не вырастил себя, чтобы заниматься помощью больным и страдающим. Для него нормально, что в Сирии травят население химическими бомбами и стирают с лица земли Алеппо.
И есть какая-то объективно небольшая часть людей, для которых гуманистические ценности являются имманентными. Для которых боль и страдание любого человека является его болью и его страданием. И вот именно эти люди и являются сейчас в России активными противниками войны России против Украины
Отдельной темой звучит тут проблема влияния времени на моральные ценности человека и проблема влияния идей на моральные ценности человека. Здесь надо понять и признать, что среда обитания, общения, профессиональная среда сильно влияет на человека. Как в хорошую сторону, так и в плохую. Поэтому мы знаем массу примеров, когда хорошие люди (вроде бы как) становятся плохими.
Ещё более сильное влияние оказывают на человека идеи, которые насаждаются в государстве, каком-то обществе, и в какой-то профессиональной среде. Особенно в государстве. И мы воочию убеждаемся, как в России за 20 лет путинского режима с его оголтелой пропагандой и расчеловечиванием людей масса нормальных и даже хороших людей превратились в подлецов, либо напрямую поддерживающих войну, либо находящие кучу оправданий для ее продолжения. И в моем окружении оказалось таких много, к сожалению. И пришлось жестко и прямо разорвать с ними отношения. Война просто обязывает тебя исключать любые компромиссы.
! Орфография и стилистика автора сохранены