У советского человека не было опыта конкурентного политического выбора. Он вышел, как Маугли из леса, в сложный мир демократических прав и свобод. Его политическое поведение напоминало поведение ребенка, брошенного родителями. В любом политике он искал того, кто о нем позаботится, защитит от угроз и вернет в беззаботный мир, в котором государство все за него решало.

Долгое время первое место в конкурсе "заботливых взрослых" в глазах украинских homo sovieticus занимал президент РФ. Именно он вселял наибольшую надежду на возвращение в эпоху государственного патернализма. После оккупации Крыма и части Донбасса место "доброго царя" перешло к президенту Беларуси - "крепкий хозяйственник, навел порядок, сохранил наследство СССР".

Сложно представить и страшно подумать, кто займет место мессии в головах украинских социальных "маугли" в случае свержения Лукашенко. Интересно другое - многие сторонники демократии в Украине обсуждают события в Беларуси с точки зрения "выгодно - не выгодно". Всех их объединяет одна особенность - вера в то, что все хорошее и плохое в стране зависит от фамилии президента.


"Лукашенко выгоднее, потому что сопротивляется Пyтинy!"

Лукашенко - диктатор. Его единственной заботой является пожизненное сохранение власти. Пока угроза его власти исходит из Кремля, он сопротивляется Кремлю. Если угроза начнет исходить от собственного народа, он продаст Беларусь со всеми потрохами за статус гауляйтера в Минске. Наивно было бы полагать, что ситуативный союз с диктатором стоит больше ломаного гроша.

"Победа оппозиции отправит Беларусь в объятия Кремля!"

В Беларуси нет оппозиции. Нет политической силы, которая после прихода к власти предоставила бы кадровый резерв и стратегию реформ. Политические институты в стране стоят в руинах. Поэтому о победе оппозиции в Беларуси пока что рано говорить. Можно рассматривать возможное поражение Лукашенко со сменой фамилии президента при сохранении существующих институтов.


Тогда что выгодно?

Перед постановкой подобного вопроса сторонникам демократии желательно обратиться к собственным принципам и ценностям. Ценности - это то, что нужно защищать. Принципы - то, чему необходимо следовать. Когда первого и второго нет, возникают такие вопросы. Только это не демократия, а имитация демократии в угоду сиюминутному представлению о собственной выгоде.

Если народу Беларуси осточертел их "крепкий хозяйственник" - это их выбор. Даже если это ошибка, это их ошибка, на которой они будут учиться на тернистом пути к переменам в стране. Задача сторонников демократии не в том, чтобы "уберечь братский народ от ошибок", а в том, чтобы учиться самим. Показывать пример осмысленных демократических реформ, а не думать о выгоде.

Юрий Христензен

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены