Представил себе невероятную картину из своего советского детства. Пионер пришёл на сбор дружины без красного галстука и в обычной рубашке. Так и простоял белой вороной среди дружного отряда – под песню “Взвейтесь кострами”.
Когда возмущённый вожатый и члены дружины спросили его: “Ты что, не веришь в идеалы коммунизма и в нашу славную пионерию?”, – он ответил: “Я верю в идеалы коммунизма, но считаю, что эта вера должна выражаться не в красном галстуке, сборах отряда или белой рубашке, а в чём-то другом. Я лучше буду выражать свою веру в идеалы коммунизма через чтение Маркса, а не через ваши бессмысленные ритуалы”.
Его, конечно, с позором выгнали из пионеров, обозвали “антисоветчиком”, но что интереснее всего, – именно этот мальчик имел бы к светлым идеалам коммунизма какое-то реальное отношение, тогда как остальные просто отбывали номер в рамках коллективной идеологической конвенции.
Я ужасно не люблю публичных ритуалов, потому что они всегда (так или иначе) лишают вас субъектности, заставляя быть частью “идеологического высказывания”.
Соблюдение социально-значимых ритуалов означает получение определённых социальных бонусов (поощрения, расположения, одобрения среды). А любое нарушение ритуалов – требует усилий и автоматически ставит вас в конфликтную позицию по отношению к среде. (“Ты что, умнее остальных?” "Что ты выпендриваешься?" "Хочешь нас всех подставить?")
Тот, кто следует коллективному ритуалу, неизменно воспринимает чей-то отказ как личный вызов.
Это всегда конфликт, потому что ты обязан объяснить своей среде, почему ты не согласен с её нормативами. В авторитарном СССР такая выходка, конечно, была бы более опасной для вашего будущего, чем в свободном мире.
Но и здесь, если вы решаете нарушить принятые нормы поведения, то вступаете в конфликт. Посмотрите на Джоан Роулинг – или на спортсменов, решивших не вставать на колено. (Отказ от ритуала – всегда демонстрация “особого мнения”).
Замечательный пример чернокожего игрока НБА Джонатана Айзека – именно об этом. Кажется, он первым из чернокожих спортсменов не встал на колено в момент исполнения гимна и не надел майку с “BLM” на груди.
Объясняя свой поступок, он сказал, что разделяет идеалы BLM, но считает, что уместнее отстаивать их не через показные ритуалы или майки, а через Евангелие. Где как раз написано, что человеческие жизни имеют значение.
Вот точная цитата: “Я верю в Black Lives Matter. Многое способствовало моему решению и одна из вещей – вставание на колено или футболка Black Lives Matter не идут рука об руку с поддержкой жизни темнокожих. Не думаю, что вставание на колено или футболка являются для меня ответом. Чувствую, что поддерживаю Black Lives через Евангелие. Все жизни поддерживаются через евангелие”, – сказал 22-летний спортсмен.
Очень важная история, но не из области “борьбы с расизмом”, а из области социального поведения.
Коллективные ритуалы – огромный соблазн и большая опасность. Надо понимать, что это – всегда принуждение. Бывшим советским людям не надо это объяснять. Сначала вы коллективно разделяете некие светлые идеалы (вполне искренне), – и не замечаете, как ритуал становится обязательным (прощай, искренность!)
Не сомневаюсь, что отказаться поддержать командное поведение – требовало от Айзека смелости и усилий, что он “нарвался” на конфликт и его не раз ещё спросят: “Ты что, умнее остальных?”
Поэтому мне хочется порадоваться бунтарскому духу индивидуальности, типичному для американской истории. Здесь всегда найдутся люди, вроде Джонатана Айзека, которые выйдут за рамки одобряемого стандарта, “моральной конвенции”, конформизма и коллективного поведения.
В этом, кстати, залог того, что спортсмены будут выходить с каминг-аутом, вопреки стереотипам спортивной среды. Это требует не меньшего мужества.
Да, вы можете слыть “аморальным типом”, нарушителем норм и приличий (“Народ против Ларри Флинта”). Но у вас всегда есть право быть собой – и выйти из общего ряда.
Это высшая ценность, которая и делает свободный мир действительно свободным.
! Орфография и стилистика автора сохранены