Марш несогласных. СПб, март 2007. Фото: Каспаров.Ru
  • 26-03-2020 (11:35)

ЕСПЧ компенсировал вдове журналиста его преследование за статью о "Марше несогласных"

update: 26-03-2020 (11:47)

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) рассмотрел жалобу журналиста Николая Андрущенко и не нашел оснований для его уголовного преследования. Решение суд опубликовал 24 марта, центр "Сова" изложил его в рассылке, поступившей Каспаров.Ru.

Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга оштрафовал журналиста на 20 тысяч рублей за оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) и возбуждение ненависти (ч. 1 ст. 282 УК РФ) и за истечением срока давности освободил от наказания в виде года лишения свободы условно — городской суд освободил его и от уплаты штрафа.

Обвинение журналисту газеты "Новый Петербург" касалось статей "Кровавая суббота 3 марта 2007 года" (о "Марше несогласных").

Он подал жалобу в ЕСПЧ, заявив о нарушении ст. 3 (запрещение пыток), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), 10 (свобода выражения мнения) и 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Европейской конвенции по правам человека. Претензии по ст. 3 и 13 касались условий содержания в ИВС и СИЗО, по ст. 5 — полугодового содержания под стражей, по ст. 10 — преследования за публикацию статьи. После смерти Андрущенко жалобу поддержала его вдова Людмила.

По теме
Смотрите также
НОВОСТИ

ЕСПЧ предположил, что РФ преследовала цель защиты репутации или прав сотрудников милиции и ФСБ,

но нормы уголовного права, нацеленные против высказываний, должны иметь четкие определения, чтобы предотвращать злоупотребления. В случае Андрущенко речь шла о возбуждении ненависти и вражды в отношении правоохранителей как социальной группы. ЕСПЧ полагает, что вряд ли можно считать их незащищенным меньшинством, жертвами преследований, неравенства и дискриминации. Они должны быть терпимы к высказываниям, за исключением случаев, провоцирующих противозаконные действия. В практике ЕСПЧ это дела по вооруженным конфликтам, терроризму и тюремным бунтам.

ЕСПЧ заметил, что Андрущенко использовал резкие выражения, вульгарная фразеология может использоваться как стилистическое средство для усиления высказывания.

ЕСПЧ учел, что статья была опубликована после "Марша несогласных", являвшегося частью большого протестного движения, и затрагивала общественно значимый вопрос об использовании силовых методов на демонстрациях. Автор сам наблюдал описанные события, и статья позиционировалась как способ поделиться личным опытом автора. При этом в статье не было призывов к насилию по отношению к правоохранителям, к конкретным сотрудникам.

Российский суд объяснил, почему правоохранители причислены к единой социальной группе, но не объяснил необходимость их дополнительной защиты.

Статья вышла в марте 2007 года, а уголовное дело возбуждено через год после этого, отмечено в решении ЕСПЧ. Хотя Андрущенко приговорили к условному сроку и освободили от наказания, ЕСПЧ считает, что лишение свободы в случаях дискуссии по общественно значимым вопросам допустимо только в крайних случаях.

В результате суд обязал российские власти выплатить Людмиле Андрущенко 1300 евро в счет морального вреда за нарушение ст. 3 и 5 Конвенции (компенсацию по ст. 10 она не просила).

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter