Раз в ленте заговорили про некую страну, то... все побежали, и я побежал.

Но поездки иностранных государственных деятелей я обсуждать не собираюсь. Есть кое-что поинтересней. И связано оно с географическим положением и событиями последних дней.

В общем, на тему "помни, товарищ, чем важен и интересен Оман".

Итак, Оман, если поглядеть на карту - страна, состоящая из двух частей. На самом деле, все чуть иначе - частей три, еще одну можно увидеть только на очень подробных картах. Это территория Мадха, полностью окруженная территорией Объединенных Арабских Эмиратов, однако сама Мадха окружает еще одну деревню, подчиненную тем же Эмиратам.
Вот такая там феодальная чересполосица, сам черт ногу сломит.

Нам же интересна другая территория - полуостров Мусандам. С населением чуть меньше, чем в Сестрорецке - чуть больше 30 тысяч.

Мусандам клином вдается в Ормузский пролив, а на другом берегу - Иран. А по проливу идут танкеры с нефтью - из тех же Эмиратов, из Кувейта... И ширина там - примерно как у нас на Финском заливе, вполне сравнима. И вот если узкое пространство пролива будет перекрыто...
В общем, население-то небольшое. Но вот пролив - одно из самых стратегически важных мест в мире.

С древности каких только завоевателей там не было. Персидская империя. Халифат. Местные шейхи. Португальцы.
Уж больно это был важный пункт на пути в Индию.

Флаг Омана над старинной крепостью

 

Потом местные португальцев отчасти изгнали, отчасти перебили. И создали удивительно мощное морское государство.

Дошло до того, что султаны перенесли столицу в богатый Занзибар у побережья Африки. Впрочем, так было недолго: вскоре обе части стали отдельными султанатами, но независимость продолжалась недолго - оба стали протекторатами Британии.
Занзибар получил независимость в конце 1963-го, и напрасно: почти сразу же случилось восстание африканского населения. Те арабы, персы и индийцы, кому повезло, смогли бежать все в тот же Оман. Кому не повезло, оказались в массовых захоронениях в Народной Республике Занзибар. Среди спасшихся от геноцида был юноша, которого звали Фаррух Булсара. Человек, которого мы все знаем и любим, но под англоязычным именем - Фредди Меркьюри.

Потом Занзибар объединился с Танганьикой, потом появилось составное название Танзания, а лидер восстания вскоре был убит за карточной игрой. Но все это - другая история.

А что аравийский Оман?
Во-первых, это был двухчастный Оман и Маскат. Во-вторых, все это представляло собой очень средневековое государство с нищими собирателями фиников и рыболовами. Британское владычество оказало очень небольшое влияние. Если оказало вообще.
Все стало меняться в 60-е. Во-первых, в Омане нашли нефть. Во-вторых, наследник престола прошел обучение в военной академии Сэндхёрст. Феодалом он, конечно, остался. Однако не без европеизации.

С отцом у наследного принца были очень сложные отношения - вернувшись из Британии, он попал на какое-то под домашний арест. А 50 лет назад совершил почти бескровный переворот, сбросив с престола своего отца. Со старым султаном обошлись гораздо гуманнее, чем в России - с Павлом I. Хотя султан и отстреливался. Его таки заставили пописать отречение, подлечили от ранения, полученного в ходе переворота - и отправили в почетную ссылку в Британию.

Старый султан был более чем консерватором. Говорят, что первые нефтяные доходы он хранил в своем дворце, не представляя, как именно должны работать деньги - и эти самые доллары были погрызены крысами.

А вот новый (и правящий до сих пор) султан Кабус - это несомненный реформатор.

Но если переворот и обретение полной независимости были бескровными, то последующие события, связанные с объединением страны, столь же бескровными не оказались. Пришлось подавлять восстания и "народную республику" в западной провинции Дофар, граничащей с Южным Йеменом (на тот период - коммунистическим). Пришлось даже звать на помощь войска иранского шаха.

Марки "Государства Оман" и Дофара встречаются довольно часто (есть даже с портретом Сталина в составе "большой тройки"). Но даже не вполне ясно, имеют ли они реальное отношение к повстанческому движению. Хот и документ истории

 

Конечно, Оман - страна несвободная. Но - по нашим меркам, не по восточным.
Главное, на что сделал ставку султан Кабус - модернизация страны и прозападная политика (вплоть до поддержки Кемп-Дэвидского соглашения по Синаю, вхождения в антисаддамовскую коалицию и т.д.)

Султан Кабус бен-Саид

 

В 1970-м в средневековой стране была всего лишь одна больница на 12 человек. Сейчас современнейших больниц - во множестве. Современного жилья - тоже, оно почти бесплатно. В 80-х в Омане открылся национальный университет. Есть много частных вузов, большая часть обучающихся там - женщины.

А самое важное, что нефтяные доходы идут на повышение уровня жизни людей. Я, конечно, понимаю, как звучит эта фраза для россиян, но это - правда, так тоже иногда бывает.

Мало того, хотя Кабус бен-Саид и остается самодержцем, он даровал народу Конституцию. Конечно, урезанную, но все же... Так что во время "арабской весны" Оман тряхнуло - но очень чуть-чуть, почти незаметно в сравнении с остальными.

Маскат - город старинный и современный

 

Однако есть одно малоприятное обстоятельство. Султану сейчас под 80, а прямого наследника не было и нет. И что будет дальше, не очень понятно: вопрос престолонаследия будет решать семья. А в семье нет опытных управленцев.

И вот эта проблема - наверное, самая большая для Омана. Ну, и главная проблема - близость Ирана и стратегический перекресток, Ормузский пролив. И что там будет дальше, честно говоря, не очень понятно.

Во всяком случае, к сообщениям из региона мир прислушивается очень внимательно.

У петербуржцев был шанс познакомиться с загадочной страной и потоками ас-Синдбада во время регаты "Катти Сарк" в середине 90-х. Когда у пристани на Неве появилась султанская яхта "Шабаб Оман" ("Молодежь Омана"). Мне там побывать довелось, впечатление было удивительным - вся команда (за исключением капитана в кителе европейского покроя) выглядела именно так, как великий мореход из "1001 ночи"

Егор Седов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены