– Юрий, во многих прошлогодних интервью Вы предрекали дальнейшее продвижение Путина на Запад. Судя по всему, Путин "сдулся", или у Вас есть еще "надежда"?

– В 2014-2015 годах российская агрессия развивалась достаточно линейно. Если отвлечься от эмоций и даже от обсуждения того, кто прав, кто виноват, Путин сначала вошел в Крым, быстро и без потерь захватил его из-за растерянности не имевшей в тот момент правительства Украины (потому что старое руководство страны сбежало, а новое еще не было избрано); а затем на волне крымского успеха вторгся в Восточную Украину.

Вторжение в Восточную Украину оказалось более сложным проектом, чем оккупация Крыма. На границе с Восточной Украиной были сосредоточены серьезные силы, порядка 40-50 тыс. человек. В Украину были заброшены диверсионные отряды ГРУ и специальные войска. Начались военные действия. Россия начала беспрецедентную пропагандистскую войну против Украины и украинского народа.

Но оказалось, что блефом и голыми руками Украину не возьмешь. Украинцы тысячами гибли за свою независимость (сколько гибло русских мы не знаем, так как Кремль не спешил объявлять о потерях). Путину нужно было либо отступать, либо начинать полномасштабную войну против всей Украины. Собственно, в эти месяцы я и писал, что военные действия Путин начнет до 1 октября 2015 года. 30 сентября он действительно начал военные действия, введя войска в... Сирию. Там теперь и спецвойска, и самолеты, и даже флот задействован. Так что ошибся я только в направлении главного удара. На данный момент главный фронт – ближневосточный.

Из этого, к сожалению, не следует, что Путин оставит Украину в покое. Только что он сделал очередное заявление по поводу Донбасса; несколько ранее был смонтирован по его заказу и с ним же в главной роли пропагандистский фильм "Миропорядок" – о создании Путиным "нового мирового порядка"; одновременно на Украину оказывается давление по пункту об изменении украинской Конституции таким образом, чтобы Донецкая и Луганская республики были формально признаны украинской властью. Для Украины такое изменение Конституции будет равносильно самоубийству, и я надеюсь что Рада, правительство и народ Украины никогда этого не допустят. Но Минские соглашения были составлены под диктовку России настолько аморфно, что допускают любую трактовку. Поэтому следует ожидать, что Россия рано или поздно возобновит военные действия в Восточной Украине под предлогом невыполнения Украиной Минских соглашений. Возвращать Украине контроль над отрезками границы между Россией и "народными республиками" Путин тоже, разумеется, не намерен. Он намерен удерживать на востоке Украины плацдарм для дальнейших наступательных военных действий, когда и если в этих действиях возникнет необходимость. Последнее зависит, в том числе, от общего соотношения сил, вовлеченных в конфликты государств в Европе и на Ближнем Востоке. Если Путин увидит, что украинцы не готовы более умирать за свою свободу, он продолжит захват Украины, потому что крымский вариант военных захватов его более чем устраивает. Если Путин поймет, что Запад не будет оказывать Украине поддержку, он тоже войдет в Украину, так как его абсолютно не волнует, сколько своих и чужих людей он уложит на поле боя. В двух чеченских войнах Россия теряла много солдат, еще больше перебила чеченцев, если иметь в виду жертвы среди мирного населения, но в России это никого не смущало и до сих пор не смущает.

Так что проблемы Украины, к сожалению, могут закончиться только с крушением режима Путина.

– Серьезная атака лично на ВВП со стороны Запада дает повод думать, что у Путина остались только два варианта – или быстро вылететь из Кремля на вертолете, или медленно выехать на катафалке. Что Вы предполагаете? Доживет ли Путин до следующего своего дня рождения?

– Доживет. Я никогда не относился к тем критикам режима Путина, которые считали, что дни его сочтены и исчисляются месяцами. Я считаю, что у Путина есть все шансы досидеть до 2024 года, когда он должен по закону уйти с поста президента России. А дальше он может придумать очередной хитрый ход и снова остаться у власти. Все зависит только от уровня агрессии России и от степени отмороженности самого Путина. Похоронит он себя сам. Убивать никто его не будет. Ну, разве что он доведет противостояние с НАТО до полномасштабной войны... Тогда он закончит "нюренбергским" процессом в Гааге. Я раньше писал, что международный трибунал над Путиным будет проводиться в Севастополе. Но это я после аннексии Крыма так писал. А после сбитого Россией над Украиной малазийского авиалайнера, где погибло много голландцев, я изменил свою точку зрения и уверен, что голландцы настоят на Гааге, тем более, что трибунал там и находится.

– Что будет, по-вашему, после Путина? Революция? Гражданская война?

– Это легко спрогнозировать. Если Путина сменит кто-то типа Сергея Иванова, а Медведева кто-то типа Рогозина, то Россия покатится вниз еще быстрее. И закончится всё во всех случаях катастрофой.

Если уход Путина будет результатом агрессивной политики Путина и его неуемных внешнеполитических амбиций, мы станем свидетелями дальнейшего раскола империи (Российской Федерации). В минуту отколются все национальные территории (первой будет Чечня), Украина захватит (вернет) Восточные районы, отторгнутые Россией, и Крым. Особый статус получит Калининградская область. Вернется в состав Молдавии Приднестровье. Отнятые СССР после второй мировой войны острова Курильской гряды будут возвращены, наконец, Японии. Наверное, нельзя исключать боевые действия в Приднестровье, Восточной Украине и Крыму. Но результатом будет то, что Россия эти территории потеряет, а русские вынуждены будут оттуда уехать.

Гражданской войны в самой России не будет. Гражданская война предполагает наличие двух противостоящих друг другу сил, типа "красных" и "белых". Я легко вижу наличие сил, которые будут выступать против Путина и ФСБ, но я не вижу второй необходимой для гражданской войны силы – которая будет защищать в России режим Путина. Нет такой силы. Никто защищать Путина, Медведева, Сергея Иванова и Рогозина не будет. Никто. Но отчасти по той же причине я не слишком верю в революцию в России: нет в России сил, готовых собраться, сплотиться, вооружиться, пойти штурмовать Кремль и гибнуть тысячами или сотнями. Нет таких сил и не будет. Как всегда в российско-советской истории режим в России падет сам под тяжестью взваленных на себя невыполнимых имперских задач.

– Недавно мы общались с одним канадским риэлтером и он уверял, что российские чиновники сегодня скупают дорогую недвижимость в Торонто. Как у вас в Америке по этому поводу? Не считаете ли вы, что слухи о паническом бегстве с российского "титаника" сильно преувеличены?

– Россия страна чудес, и всегда такой была. Я не вижу, чтобы народ из России бежал – будем откровенны, нет этого бегства. Большинство потенциальных беглецов, справедливо или нет, считает, что убежать они всегда успеют, а вот деньги сделать (или украсть) быстро и легко можно только в России. Поэтому статистическое большинство активного населения озабочено, во-первых, зарабатыванием денег; во-вторых, получением второго гражданства или вида на жительство в любой мало-мальски цивилизованной стране; в третьих, покупкой недвижимости за границей, так как психологически это облегчает проживание в России: мысль о том, что у тебя есть паспорт Латвии, Хорватии, Израиля или какой-то еще страны, и квартира или вилла в этой самой Латвии, в Хорватии или в Израиле... – делает твое существование в России временной командировкой, которую в любой момент ты можешь приостановить. По крайней мере так кажется... И, наконец, в четвертых, переселение за пределы России, куда угодно, членов своей семьи, прежде всего детей, потому что детей своих все любят и желают им "нормально жить" (а этого в России не купишь ни за какие деньги).

Откровенно, всё это меня не удивляет: для психически здорового человека естественно заботиться о себе и своих близких. Меня удивляет только то, что эти же самые люди, по крайней мере на словах, настроены антизападно и остаются сторонниками путинского режима. Часть этих людей, кстати, уже эмигрировали на Запад, но фанатично защищают брошенный ими путинский строй. Это самая большая загадка для меня. Мы в свое время уезжали из СССР, по разным причинам и при разных обстоятельствах. Но среди нас не было ни одного, буквально ни одного человека, который при этом утверждал бы, что Советский Союз или советский строй это хорошо. А сегодня добрая половина недавно уехавших эмигрантов (впрочем, я не знаю точной статистики) рьяно поддерживает Путина. Не понятно, зачем уезжать тогда, если и он хорош, и при нем хорошо.

Все эти люди, впрочем, про Путина забудут и мнение свое изменят, как только Путин свернет себе шею (или как только ему эту шею свернут, свои или чужие).

Но шея Путина, в конце концов, конечно же, будет свернута. Хорошо бы, чтобы всё ограничилось только одной шеей.

Юрий Фельштинский

Livejournal

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter