Дописал концовочку к тексту о Левиафане. Докопался-таки в длинном, весь день тянувшемся диалоге (а говорят, я неконтактный) до корня. Обвинили меня в том, что я политизирован. У меня-де политическая программа, а у Звягинцева - реальность. Потому что Звягинцев показывает, что все безнадежно. А я утверждаю, что надежда есть, и ломаться не следует, а особенно не следует проповедовать безнадежность.
Признаться, глубоко анализировать творчество Звягинцева мне неинтересно - он мне кажется типичным представителем кое-какерства, халтуры, культуры троечников. Наверное, и в халтуре можно найти что-то - ее же человек создает - но, извините, зачем? Огромный мир хорошего искусства, а я буду с лупой выискивать что-то дельное в полотне "Выступление товарища Жданова на партконференции"? Я полжизни прожил в стране, где тысячи интеллектуалов активно производили ничто и обсуждали ничто, выискивали в ничто плюсы и минусы - и вот все они умерли, и ничто их умерло. Вторую половину жизни я живу при другом ничто - и по-прежнему не хочу участвовать в его бурной имитации жизни. Благо интернет даёт возможность прикоснуться к настоящей жизни.
И даже проповедуя безнадежность, Звягинцев проповедует плохонько, нравится он может лишь тем, кто жаждет подкрепления своей веры в безнадежность. Так что речь не о нем лично, а об идее, что все плохо.
Проповедь безнадежности пытается раствориться в трагизме жизни. По логике безнадёжности, Шекспир и Шопенгауэр, Шаламов и Чехов - мелкие писаки из Конторы Глубокого Бурения, внушающие, что жизнь беспросветна и потому надо верно служить бесконечным Карлам, Генрихам, Николаям и Владимвладимировичам. Но это ложь не только о жизни, но и о Шекспире и прочих. Трагическое не безнадежно, и "Ромео и Джульетта" - в высшей степени оптимистическое произведение. Об этом есть чудесное эссе Честертона - о надежде глубинной, которая вдохновляет петь "И вздернули Билла, а мы пустились впляс, йо-хо-хо".
Путинизм начинается не со взрывов и убийств, а с проповеди безнадежности. Уже Гайдар этим грешил. Мол, нельзя победить Лубянку и военных, а потому давайте побеждать интеллигентов, трудяг, пенсионеров. Нельзя отобрать у богатых и раздать бедным, а потому отберем у бедных и раздадим богатым. Что и было исполнено. Теперь Путин внушает Западу, что сопротивление безнадежно - будут танки и в Киеве, и в Бухаресте, и в Лондоне. Удавий взгляд... А кто посмеет сказать, что это бабушка надвое сказала - тот политикан.
Я бы сказал, что культура путинизма - это культура безнадежности. Люди внушают себе и окружающим, что все безнадежно, будет лишь хуже, вселенная расширяется и российская империя расширяется, так что оставь надежду всяк, к кому мы входим. Конечно, особенно усердствуют в такой проповеди разнообразные предатели - каковых, увы, много. Им нужно растворить свое предательство во всеобщем. Что ж, они пусть усердствуют в предательстве, а мы будем усердствовать в верности и надежде.
! Орфография и стилистика автора сохранены