Я выступаю как человек, который столкнулся с этими людьми, незнакомыми мне, но наши судьбы тесно переплетены вместе", — начала свое выступление Хасис.
По ее мнению, те преступления, которые вменяются подсудимым, являются последствиями "больших преступлений, виновные в которых здесь сегодня отсутствуют". Хасис не стала сразу говорить, о ком ведет речь, и решила начать издалека. В 2000-х годах Тихонов познакомился с Ильей Горячевым (обвиняемым в создании БОРН, его дело выделено в отдельное производство — прим. Каспаров.Ru). В 2006 году они основали журнал "Русский образ" для "привлечения радикальной молодежи". Позднее ими было создано одноименное ультрарадикальное движение. По словам Хасис, "Русский образ" должен был стать националистической партией, с помощью которой они хотели выйти на политическую арену. Однако этих амбиций не разделили в Кремле — управление администрации президента по внутренней политике, которое курировало политическую деятельность "Русского образа", отказалось поддерживать идею Горячева о создании партии. Тем не менее численность "Русского образа" постепенно росла. И вот тогда этим движением заинтересовались в администрации президента.
"Тогда это был Владислав Сурков, который известен своим ручным управлением гражданского общества. А посредником, связывавшимся с Горячевым, был Леонид Симунин.
Это именно они будут замешены в создании радикальной экстремистской организации", — заявила Хасис.
Как известно, нынешний советник президента Сурков во второй половине 2000-х курировал вопросы внутренней политики. В свою очередь Симунин получил известность как лидер подмосковного движения "Местные" (недавно его обнаружили в ДНР, где он занимается вопросами энергетики — прим. Каспаров.Ru).
Хасис добавила, что Горячев тогда так и не отказался от идеи создать партию. Он решил организовать радикальную группировку, чтобы шантажировать власть: совершать громкие убийства, а потом убеждать людей из администрации президента, что стабилизировать ситуацию в стране может только он. Но самостоятельно создать подобную организацию Горячев не мог, подчеркивает свидетельница.
"Горячев с виду интеллектуал, щупленький мальчик, очкарик. Всю жизнь сидел за учебниками. Он умеет договариваться и убеждать, отлично манипулирует людьми.
Среди бойцов он не пользовался авторитетом. Ему был нужен кто-то из этой среды, — охарактеризовала Хасис предполагаемого идейного лидера БОРН. — Таким человеком стал Никита Тихонов. Горячев отдавал ему приказы, Тихонов находил людей и выполнял указания. Кого убивать, решал лично Горячев".
При этом он выдвинул определенные условия Тихонову "из соображений безопасности" — никому не рассказывать, кого он привлекает к преступлениям, и не говорить, от кого исходят приказы. Горячев не хотел себя компрометировать, что связан с радикалами.
"Он должен был оставаться в белом воротничке, ведь он политик", — подчеркнула Хасис.
Она утверждает, что именно поэтому подсудимые не были знакомы с Горячевым, а только слышали о нем. При этом сама свидетельница лично знакома с двумя из них — с Волковым и Исаевым. О существовании Тихомирова и Баклагина Хасис слышала от Тихонова. Кроме этого, она знала еще одного активного участника БОРН — Алексея Коршунова, который привлек в банду подсудимых.
По словам Хасис, структура БОРН выглядела следующим образом:
Горячев и Симунин отдавали приказы, кого необходимо устранить, Тихонов занимался поиском оружия и людей, которые подходили для совершения нападений и убийств.
"Националистические организации образовались на фоне чеченского конфликта. Это происходило из-за попустительства властей, и им это было выгодно. Но потом и от этих организаций стали избавляться. А сердца людей, зараженные националистическими идеями, стали тлеть. И нужно было найти человека, который бы подул на эти угольки, чтобы разгорелся пожар", — обратилась к присяжным Хасис.
Свидетельница коротко рассказала о тех преступлениях, которые совершили члены БОРН —убийство антифашистов Федора Филатова, Ильи Джапаридзе, Ивана Хуторского и других. Также, по сведениям Хасис, ей было известно о планах Горячева организовать еще несколько громких убийств: журналиста "Комсомольской правды" Александра Бойко, известного адвоката Вадима Клювганта и оперативного сотрудника из Петербурга.
"Симунин не осуществлял руководство в БОРН. Он напрямую давал указания Горячеву. Так он просил осуществить убийство сотрудника ФСБ. С одной стороны, это подходило для БОРН и не противоречило идеологии организации. Но Тихонов отказался от этого предложения.
Он не убийца, а революционер. Тихонов привлекает не убийц, а идеологических людей, которые убивают за свои идеалы", — гордо заявила свидетель.
После того как Хасис закончила выступление, свои вопросы задали представители гособвинения, а потом подсудимые и их защитники. Прокуроры интересовались технической стороной подготовки к убийствам. Хасис охотно рассказывала, что у ее гражданского мужа было несколько фальшивых паспортов, где у него хранилось оружие, о методах конспирации и о том, как готовились к преступлениям.
"Организация была обеспечена поддельными паспортами. Если кто-то нуждался в поддельном документе, то не было проблемы в его получении.
Кроме этого, банда располагала париками, чтобы на камерах видеонаблюдения невозможно было опознать человека, использовали накладные усы и бороды", – поделилась Хасис.
Она добавила, что обеспечением оружия для БОРН занимался Тихонов. В его арсенале были автоматы, многозарядные пистолеты, револьверы, охотничьи ружья, пулемет. Часть оружия была передана на постоянное хранение подсудимым, другая — находилась на съемной квартире Тихонова.
— Откуда тебе все это известно? — поинтересовался Баклагин у свидетельницы.
— Мне это известно со слов Тихонова. О структуре и о деятельности БОРН узнала со слов Горячева и его переписки с Никитой, — ответила Хасис.
— Почему скрытный по жизни Тихонов так много рассказывал тебе?
— Я жила с ним. У меня под подушкой и под кроватью были автоматы. Ему это нужно было как-то все объяснить мне... — пояснила свидетель.
Хасис отметила, что адекватную оценку тем событиям, которые происходили с БОРН, трезво и объективно она может дать только сейчас.
"Находясь в центре событий, одержимой огромной любовью к Тихонову, в безумии всего происходящего вокруг меня, я четко тогда понимала, что для меня существовало добро и зло. Добро — это мой мужчина, и все, что он делает, для меня оправдано. Бьет — значит любит, убивает — за Родину. Принцип простой, — четко проговорила Хасис, обращаясь к Баклагину. — Сейчас могу судить со стороны, что те или иные события привели не к тем результатам, которые озвучивались Тихоновым и Горячевым. По сути, они засрали голову тебе и ребятам".
— У БОРН существовало формальное членство? — интересовался адвокат Денис Зацепин.
— Это была боевая организация, а не секта и не партия. У них не существовало членских билетов. Люди объединились для совершения убийств и для достижения конкретных целей, — объяснила Хасис.
— Поступали ли какие-то средства на деятельность организации?
— Мне известно со слов Горячева, что Леонид Симунин выделял определенные средства для популяризации "Русского образа" как организации, представляющей легальное крыло БОРН.
Затем Волков пытался выведать у Хасис, как она узнала о том, что его приняли в БОРН.
— Обсуждался вопрос о создании организации, со слов Тихонова, он говорил, что связывался с тобой и получил от тебя согласие стать членом БОРН. Я не была свидетелем разговора. Повторю, что я знаю об этом разговоре со слов Тихонова, — уточнила Хасис.
На этом вопросы у защиты и обвиняемых закончились, и судья решил освободить свидетеля от дальнейшего участия в процессе.
Андрей Карев
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter