Марш 2.02.2014 в Москве. Фото: oleg-kozyrev.livejournal.com
  • 03-02-2014 (17:06)

Митинги, марши или...?

По итогам прошедшего марша блогеры рассуждают об эффекте акций протеста

update: 03-02-2014 (17:42)

Акции протеста продолжаются уже как минимум десять лет. Но власть на диалог с обществом не идет — по их понятиям, это "проявление слабости". "Завинчивание гаек" только продолжается, вызывая отвращение у вчера еще аполитичных и даже поддерживавших власть людей. Количество политзаключенных тоже только растет — лишь немногих из них лицемерно отпускают после долгих лет в тюрьме и на "зоне". Атмосфера страха и тревожных, исполненных горького пессимизма прогнозов о будущем страны только нарастает.

Что делать дальше? Все так же еще 10, 20, 50 лет ходить — махать воздушными шариками в плотном кордоне сотрудников полиции?

В значительной массе граждане в этом разочаровываются, и численность маршей уже меньше прошлогодней. Но, как считают блогеры, не потому, что непришедшие вдруг полюбили власть. Лишь потому, что пока они злобно молчат.

"Народу было реально много, несмотря на мороз и отсутствие координации между лидерами оппозиции в ходе организации шествия. Чуть меньше, чем обычно, но все же много, — пишет Дмитрий Гудков. — Те, кто пришел, — большие молодцы! Рад, что был сегодня с вами!"

По теме
НОВОСТИ

"Марш в поддержку обвиняемых по "болотному делу" еще раз продемонстрировал разницу между Москвой и Киевом, — пишет Алексей Венедиктов. — Численность собравшихся была определена нашими корреспондентами от 5 до 6 тысяч человек, МВД давало 2 тысячи, собравшиеся — вокруг 8-10 тысяч.

Российских флагов, триколоров, было замечено два или три, зато имперские черно-желтые соседствовали с флагами "Яблоко", а черно-красные бандеровские — с флагами "Евросоюза " и "Солидарности".

Развернутые лозунги и баннеры первых рядов были больше про Олимпиаду, чем о заложниках "болотного процесса".

И все равно, проводить такие марши надо, потому что за решеткой находятся люди, не совершавшие того, в чем их обвиняет власть.

А это значит, что каждый может абсолютно случайно или по произволу сесть на скамью подсудимых. Каждый, кто сегодня вышел на этот марш или не вышел".

"Шествие в защиту "болотников" людей не собрало. Пришло от 2 до 5 тысяч, — пишет Валерий Савельев. — А им светит немало, между прочим, года по 3-4. Прокурор запросил 5 лет, но чуть-чуть, наверное, скостят. Типа, у суда свое мнение.

Можно спорить, почему люди не пришли: то ли уличная форма протеста окончательно потеряла свою привлекательность, то ли причина сбора не та. "Болотники" ведь многих недовольных оставляют равнодушными. Мне кажется, демонстрация в поддержку "Дождя" или против внесудебной цензуры в интернете собрала бы больше народу.

А вообще, дела оппозиционные как-то притухли. Политической верхушки с внятной программой у улицы так и не возникло. Навальный — не та фигура, которая объединяет.

Координационный совет окончательно канул в Лету. В "РПР-Парнасе" почти раскол.

А для вспышки стихийного народного гнева нет ярких инициирующих событий.

Интересно, что должно произойти, чтобы уличные протесты опять появились в тренде?

Как думаете, может Путин какими-то своими действиями вызвать новую волну возмущения? Или теперь уже до парламентских выборов 2016 года ничего не будет?

В принципе, в Москве в этом году будут еще выборы в Мосгордуму. Тут, конечно, обязательно возникнет волна недовольства. Но, скорее всего, локального значения. Мелкая такая волнушка. Или может рвануть?"

"Семь тысяч восемнадцать человек хмуро стояли в начале бульвара. Никто не улыбался. Не пел. Не кричал, — размышляет Олег Козырев. — Впереди у каждого — конец бульвара, выход к метро и посадка узников Болотной.



А за ними и вместе с ними еще и еще кто-нибудь. Экологи, ученые, рабочие, лидеры, не лидеры, случайные, пенсионеры, студенты, солдаты — все.

Семь тысяч восемнадцать человек знали, что сегодня они ничего не добьются. Сегодняшний бой был только за то, чтобы самому остаться свободным. Чтобы самому не пасть духом.

Самому остаться собой. Между Ганди и Майданом молчаливо шла эта колонна в семь тысяч восемнадцать человек. Майдан маячил неподалеку. Ганди не было нигде. Каждый понимал, что это последний мирный марш. И даже те, кто всегда с радостью воспринимал любое снижение численности участников оппозиционных акций, даже они в ужасе замолкли в этот час.

Из былых ста тысяч только семь согласны выходить мирно. Из ста тысяч только семь.

Где же девяносто три тысячи? Куда они делись? Чем заняты теперь? Какие книги читают? Что делают в тиши своих квартир, о чем думают, к чему готовятся?"

"Прекрасно помню, что до зимы 2011-2012 на средний митинг в поддержку политзеков выходило 100-200 человек, больше 300 человек мероприятия по такой тематике не собирали, — пишет Игорь Гуковский. — Правда, тогда и максимально возможная оппозиционная база оценивалась в 3-5 тысяч человек, а не в 120-150 тысяч, как сейчас, но общее соотношение понятно.

Уже в силу этого какой-то принципиально иной численности и другой атмосферы на вчерашней акции быть не могло. И претензии в связи с этим надо выдвигать не ее организаторам (удобно, конечно, сказать, что если бы не ужасный Царьков, то мы бы горы свернули и из СИЗО бы уже всех освободили — но вы сами-то в это верите?), а российской оппозиции в целом и ее лидерам в частности.

Главное впечатление от вчерашнего марша — тема политических заключенных не может быть единственным пунктом оппозиционной повестки.

...Ненормально то, что после 15 сентября 2012 года оппозиция не смогла выработать стратегию и тактику дальнейших действий, несмотря на огромное количество предоставленных властью инфоповодов. Реформа ФСИН, МВД, прокуратуры, других силовых структур? Наведение порядка в правоохранительной, миграционной, экологической сферах? Прекращение борьбы с "экстремизмом"? Отмена дискриминационного законодательства, под удар которого попадают все новые группы — от ЛГБТ и до ранее судимых (см. сюжеты про административный надзор или запрет на участие в выборах)? Про экономику, тарифы, сборы, политику РЖД (слышали про уничтожение пригородного сообщения в Челябинской, например, области?) и т.п. даже не вспоминаю.

Ничего внятного по этим вопросам объединенная оппозиция сказать не может, никаких новых групп населения привлекать не хочет. Результаты не очень, но кого теперь, в самом деле, интересует результат?"

"Игорь, ты прав. Нам не хватает специалистов — экспертов в экономике, социальных науках, и всех других сферах, программистов, рекламщиков и др. Мы скорее активисты и волонтеры, но не профессиональные политики/экономисты/юристы. Я сужу по себе, конечно; но думаю, что это ко многим относится. Кухарке нужно много учиться", — пишет Илья Яьли.

"Хмурые лица, тусклые глаза — так москвичи вышли сегодня на очередной "Марш за свободу политзаключенных", — пишет prosto-vova. — Всем ясно, что хождения по согласованным маршам, с согласованными — теперь уже (как мы знаем, был объявлен запрет на критику Олимпиады, и был безукоснительно соблюден), никаких результатов не приносит.

Время, когда можно было что-то сделать подобным путем, утеряно безвозвратно.

В нынешней ситуации либо все, либо ничего. А чтобы это самое "все" началось, нужен толчок. Каким он будет — неизвестно, но точно очень болезненным. То, как надо менять свою страну, нам продемонстрировали, ярко и в подробностях. Видимо, мы еще не готовы.

Ходить же с флагами в загон мы не готовы уже — и надоело, и бессмысленно.

Сегодняшний марш это ярко показал.

Дежурные лозунги, дежурные речи.

Нет, господа, мы здесь пока еще не "власть" — пока ходим по загонам и соглашаемся не говорить неугодных лозунгов. Не будет "свободы политзаключенным", если вдруг не перемкнет у монарха — "может, выпустить?" Не будет "Путин-лыжи-Магадан", пока мы сами не купим лыжи и не посадим в поезд.

И это отлично понимают все, кто сегодня пришел на марш. Понимают, но пришли, потому что просто не могут иначе.

Очень показательно, что было мало молодежи. Молодые приходят туда, где видно будущее, а за такими мероприятиями никакого будущего, увы, нет. Два года назад было — а теперь все, кончилось.

Мы как та лягушка, брошенная в холодную воду и поставленная на огонь, не заметили, что нас уже сварили. Что реальность изменилась. Никакой свободы, в том числе и собраний, больше нет. Есть согласованный загон.

Будет еще праздник на нашей улице, но не сейчас. Когда-нибудь мы обязательно придем еще — уже все вместе!"

Игнорирование хотя бы некоторых, хотя бы самых гуманных запросов значительной части общества, выраженных в лозунгах протестного движения на фоне оглушающей псевдопатриотической пропаганды "из каждого утюга" и преследования телеканала "Дождь" за опрос о блокаде, толкает многих влиятельных блогеров на резкие заявления.

"От слова "патриотизм" тошнит уже какими-то червяками и вишневыми косточками, — пишет Ксения Ларина. — Я не люблю родину ( Родину) давно и убежденно. И это не мешает мне жить в родном городе, читать и мыслить на родном языке, любить свою работу и мечтать о будущем. Я люблю свою семью, своих умерших родителей, своего мужа, своих друзей. Чего и всем желаю. Я не олицетворяю родину с матерью, тем более с больной или пьяной. Сама мысль о таком сравнении мне представляется кощунственной и дикой. Сегодня на "Дожде" я пыталась сказать, что всем самым чудовищным в человеке мы обязаны патриотизму. Патриотизм разрушителен, он ничего не создает кроме трескотни, вранья, шарлатанства, лицемерия. Патриотизм не совместим со свободой, он убивает свободу мысли, свободу творчества, свободу самореализации. Патриотическое искусство — крикливо, фальшиво, примитивно. Патриотизм крышует бездарность и пустоту, производит бездарность и пустоту. Патриотизм мракобесен как и показная примитивная религиозность, которая не имеет никакого отношения к вере. Патриотизм сам по себе является религией вчерашнего дня, религией мертвых. Патриотизм — это оружие ксенофобии. Патриотизм основан на ненависти, страхе, вранье и непримиримости. Патриотизм отвратителен. Он упрощает человека, лишает его разума. И больше ни слова".

Людям, знакомым с Лариной, конечно, понятно, что она осуждает лишь казенный псевдопатриотизм — ее, как прекрасного знатока российской культуры, собеседницу и интервьюера многих известных актеров, режиссеров, историков и философов, просто невозможно упрекнуть в нелюбви к русской культуре. А какая Россия без нее? Вот именно что только казенная.

"Чудь белоглазая долго крепилась в гиблом месте, и уйдя-таки в Европу, оставила нам чудское проклятие — склонность к патриотизму. Патриотизм в национальной форме обычно разновидность тунеядства: любить Родину, ожидая получки", — пишет Глеб Павловский. Наверное, не нужно объяснять, что и его — еще вчера идеолога власти, — как и Ксению Ларину, прокремлевские блогеры стали топтать за эти несколько строк.

"О как набросились-то на Ксению Ларину! Того гляди сожгут прямо здесь, в Фейсбуке. Но я предлагаю не останавливаться. Давайте, раз такая пошла всенародная пьянка, еще раз осудим Лермонтова, проклянем Салтыкова-Щедрина и отлучим от церкви Льва Толстого. А то духовные скрепы ржавчиной покрылись, язычком надо подшлифовать", — пишет Айдер Муждабаев.

Но тут все же возникает вопрос — почему бы протестному движению не загонять себя в очередную, подготавливаемую пропагандой ловушку "АхвыРоденунелюбите!", а попробовать ее переиграть? В конце концов, нынешний режим — дело временное, а Россия была, есть и будет. И она одинаково дорога всем. Почему бы действительно на протестных акциях разворачивать не только флаги партий и движений, малопонятные обывателю, но прежде всего — триколоры? Ведь именно с национальными флагами стоят на том же Майдане, с ними выходили на Тахрир, и протестующих не смущало, что они же развевались над резиденциями Януковича и Мубарака. Более того — почему бы не надевать на протестных митингах даже хорошо "распиаренную" георгиевскую ленточку как символ борьбы с фашизмом? Разве сегодня тема борьбы с фашизмом уже неактуальна? Конечно, кто-то будет возражать. Но ведь это жизнь — ведь даже и "белая лента" устраивала и устраивает далеко не всех протестующих. Может, все-таки стоит попробовать, чтобы привлечь новых граждан ради по-настоящему гражданского долга?

Дмитрий Разин

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Материалы раздела
  • 04-08-2024 (15:12)

Более 90 человек арестованы после антимигрантских погромов в Великобритании

  • 22-03-2024 (21:56)

Более 100 человек погибли при теракте в "Крокусе" — ФСБ

  • 28-12-2022 (16:29)

Устроившего стрельбу в пермском вузе приговорили к пожизненному сроку