На внеочередном съезде партии "Альянс зеленых" 25 января ее руководители — миллиардер Глеб Фетисов и Олег Митволь подпишут соглашение об объединении с "Социал-демократами России" во главе с Геннадием Гудковым. В этом договоре будут обозначены основные обязанности политических сих и их задачи на ближайшее время. Помимо экологов и нового партийного проекта Гудкова в состав объединенной партии "Альянса зеленых, социалистов и демократов" войдут менее известные политические партии — "Свобода и справедливость", "Колокол" и "Партия свободных граждан".
Предполагается, что партию возглавят два сопредседателя — Глеб Фетисов и Геннадий Гудков. Также в руководящие органы будут входить главное политическое бюро и центральный комитет. Между тем в этом союзе до сих пор непонятна роль нынешнего председателя центрального совета "Альянса зеленых" Олега Митволя. Хотя уже известно, что принять участие в партийном строительстве смогут и те, кто не может по тем или иным причинам вступить в партию. В частности, ими оказались Илья Пономарев и Дмитрий Гудков. Для них будет создан высший политический совет. Корреспондент Каспаров.Ru узнал у депутата Госдумы Дмитрия Гудкова, как удалось договориться "зеленым" с социал-демократами об объединении.
— Дмитрий, зачем вам нужен союз с партией Глеба Фетисова?
— Для нас было важно создать политическую силу, которая будет независима от Кремля. Мы проанализировали все партии, которые зарегистрированы в России, и пришли к выводу, что это или партии "богдановского пула", или они аффилированы с властью. Пока есть только одна признанная независимая партия — это РПР-Парнас. Но она все-таки либеральная. В России есть спрос на независимую левоцентристскую партию, которая при этом могла бы сотрудничать с другими оппозиционерами. Например, на выборах в Мосгордуму.
— Получается, что объединение с "Альянсом зеленых" даст социал-демократам регистрацию и легальную политическую площадку?
— Условно говоря, мы получаем партию с лицензией. Понимаем, что социал-демократов не зарегистрируют, потому что уже начались проблемы. Мы пытались создавать оргкомитеты, регистрировать их под разными именами, чтобы потом создать партию. Но нас быстро вычисляли и отказывали в регистрации. С лета прошлого года мы вели переговоры с Глебом Фетисовым, сначала мы хотели понять, какие взгляды друг у друга. В результате они оказались очень близки.
— Что общего у вашей партии с "зелеными"?
— Мы хотим построить правовое государство с независимой судебной системой, работающими институтами, парламентской демократией и т. д. У нас схожие позиции по проведению важных политических реформ.
Кроме того, Глеб Фетисов продал свой бизнес в России и готов строить независимую партию вместе с нами. Наличие бизнес-активов, как известно, связывает политика по рукам и ногам. Например, именно по этой причине проект Михаила Прохорова развивается не так, как мог бы.
Еще один важный аргумент — мы строим партию, где по уставу будет коллегиальное управление. Не будет одного человека, который за всех все решает. На первом этапе будет два сопредседателя, ЦК, политсовет, потом хотим перейти к прямым выборам руководящих органов.
В итоге в России появится зарегистрированная партия, независимая от Кремля, с политиками, сохранившими репутацию, профессиональными экспертами в вопросах экономики, финансовым ресурсом, а также представителями в парламенте: мы с Ильей Пономаревым войдем в политсовет. Надеюсь, что к нам примкнут еще и другие депутаты, пока их имена не буду называть.
— Партию будет содержать Фетисов на свои деньги?
— В том числе, но не только он. Мы договорились о том, что в дальнейшем партия не может финансироваться только из одного источника.
— "Известия" пишут, что Фетисову придется вложить в бюджет партии не менее 720 млн рублей в ближайшие три года.
— Этот вопрос правильно задать Глебу Фетисову. Для сравнения, только из федерального бюджета "Справедливая Россия" получает 430 млн рублей в год. Сумма, которую вы назвали, кажется большой, но мы рассчитываем и на другие источники.
— Ранее в своем блоге вы опровергали информацию об объединении социал-демократов с "зелеными". Сейчас вы заявляете об обратном. С чем это связано?
— Об этом изначально писали "Известия". Новость преподнесли так, что Гудковы и Пономарев объединяются с Олегом Митволем. Хотя на момент выхода статьи решения еще не было. Кроме того, мы действительно никаких переговоров с Митволем не вели. Диалог был только с Глебом Фетисовым. Последние договоренности с ним были достигнуты лишь несколько дней назад.
— Существуют ли еще какие-то недоговоренности с "зелеными"? Каждый из вас согласился с условиями объединения?
— Результат договоренностей на 100% никогда никого не может устроить.
— Что не устраивает?
— Не хочу говорить о деталях. Главное, основные договоренности достигнуты, компромисс найден. Конечно, мне хотелось бы что-то изменить, но я понимаю, что политика — это искусство возможного.
Мы ведем диалог со всеми оппозиционными силами. На съезд мы пригласили представителей "Народного альянса", РПР-Парнас, КПРФ и других партий. Хотим сразу продемонстрировать, что партия готова к сотрудничеству с представителями разных оппозиционных сил.
— Какие вы сейчас строите планы на предстоящие выборы в Мосгордуму?
— Партия выдвинет ряд кандидатов. Предполагаю, что свою кандидатуру предложит Глеб Фетисов, может быть, пойдет Геннадий Гудков, заявлял желание и Олег Митволь. Возможно, будет еще 3-4 человека. Наша задача на этой предвыборной кампании — развести кандидатов по разным округам, чтобы оппозиционеры не конкурировали друг с другом.
— Как вы относитесь к предложению "Альянса зеленых" разрешить националистам выдвигаться на выборы в Мосгордуму по ее партийным спискам? Вы поддерживаете это решение?
— Такие решения теперь мы будем принимать коллегиально. Нужно в первую очередь провести консультации с основными игроками, развести сильных кандидатов. И основная задача не выдвинуть всех, кто хочет, а провести в МГД как можно больше независимых политиков.
— Непонятно с вашим статусом: вы не можете вступить в партию, в противном случае потеряете мандат. Какая у вас должность в партии? Чем вы там собираетесь заниматься?
— Мы с Пономаревым войдем в высший политический совет, этот статус не предполагает членства в партии. Но этот орган будет вырабатывать политические решения, готовить законопроекты, заниматься идеологией, разными политическими проектами, в т. ч. антикоррупционными вроде поиска зарубежных активов чиновников и т. д. Будем продолжать кампанию по возвращению прямых выборов мэров. Собираемся выбрать несколько регионов, где партия примет участие в выборах.
— Какую роль в партии будут играть Глеб Фетисов и Геннадий Гудков?
— Предполагается, что Глеб Фетисов и Геннадий Гудков будут сопредседателями. Решения, согласно договоренностям, принимаются консенсусом. На съезде будут приняты решения по формированию ЦК и политсовета, куда войдут представители и Альянса зеленых, и социал-демократов. Это должен решить съезд.
— Вам не кажется, что это слишком неоднозначные персоны? Фетисов ранее сотрудничал с "Единой Россией", когда возглавлял пост руководителя комиссии по антикризисному управлению. Митволь принимал участие в праймериз "Единой России" по Пермскому краю в 2011 году.
— Тогда можно вспомнить тот факт, что когда-то и Геннадий Гудков входил во фракцию "Единой России". Не в партию, а во фракцию. Но это не помешало ему выйти на площадь к людям, у которых украли голоса в 2011-м. Времена и люди меняются. С Глебом Фетисовым мы договорились о принципах. И я лично буду настаивать на соблюдении этих правил.
— Последнее слово в партии будет за Гудковыми или за Фетисовым?
— Два сопредседателя должны будут найти компромисс. Все будет решаться коллегиально на собрании. Не будет так, что все будет решать один человек.
— Как в "Справедливой России" относятся к тому, что вы создали новую партию и сейчас объединяетесь с "Альянсом зеленых"?
— Естественно, руководству СР это не нравится. Хотя депутаты фракции говорят мне: создавай партию, чтобы нам было куда потом перейти. Многие депутаты из "Справедливой России" поддерживают наши планы, просто пока не публично. Ведь, по сути, создается пятая парламентская партия, независимая от власти.