Читаю отчеты о суде над участниками "Болотного дела". Вот о чем думаю: менеджмент политической акции — это не только экран поставить, звук обеспечить, людей созвать и маршрут с властями согласовать, это работа с рисками и угрозами. Обеспечение безопасности требует кропотливой штабной работы с проработкой внештатных ситуаций, и подготовленных людей — что толку от этих ребят-националистов с повязками, которых мы видим на каждой уличной акции? Они реально что-то пресекают? Они способны утихомирить радикалов, выдернуть из толпы пьяных и обкуренных, обуздать "своих" в запрещенных масках (в толпе из все-таки надевают, видел), не допустить призывов "двигаться на Кремль"?

В оппозиции Геннадий Гудков — один из немногих (если не единственный) специально подготовленный человек. Не хочу сказать, его вина — но если бы его охранные предприятия (и без того находящиеся под боем, там прошли проверки и отзывы лицензии) сопровождали митинги и шествия оппозиции, пресекая провокации, отлавливая затесавшихся маргиналов и экстремистов, создав внутреннюю "цепь" и взаимодействуя с полицией и спецслужбами, избыточного применения силы ОМОНом и полицией никогда бы не случилось. И "запланированных" (так писали, это цитата) провокаций со стороны оппозиционеров (группа Удальцова) тоже бы не произошло. При таком подходе, кстати, и бизнес бы Гудкова так не пострадал, поскольку был бы выгоден — всем. И сегодняшнего суда точно бы не случилось. И еще. Ни разу не получал памятку поведения на митинге, объясняющей, как себя вести: что можно делать, чего нельзя, какие флаги нести можно, какие — нет, и как вести себя, если по какой-то причине тебя, выдернув из толпы, дубасит "космонавт".

Теперь небольшой экскурс, свидетельствующий о требованиях, предъявляемой внутренней логикой политических ивентов. Охранные дружины были в 1905 году в Москве (отличная дружина, кстати, была создана на Пресне у Николая Шмита на его фабрике: митинги и собрания охранялись); они, правда, по мере наступления царизма на рабочее движение быстро трансформировались в боевые отряды. Эрудиты, конечно, вспомнят, откуда появились штурмовые бригады СА — в самом начале 20-х появилась потребность в охране митингов, съездов и шествия нацистов (не столько от полиции, сколько от противников Гитлера), они тогда не были вооружены (кроме кинжалов, кажется, после 33-го — не отсюда ли "ночь длинных ножей"?). Взял только два примера, предельно полярных — но про одно и тоже. На определенном этапе "внутреннее кольцо" требуется всем силам, кто стремиться продлить этап пребывания в правовом поле. И вот, как мне кажется, оппозиции сейчас требуется использовать любую возможность, чтобы в этом поле оставаться. Правда, придется размежеваться с ультра, неизбежно.

И правду ли пишут, будто никто из организаторов акции на "Болотной" не пришел поддержать подсудимых? Хотелось бы верить, что это не так.

Юрий Санберг

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены