Прочитала статью Подрабинека и ответ на нее Шендеровича про проблемы российской оппозиции. Статьи остроумные, язвительные, бичующие и удивительно глубокие, написанные чудесным русским языком. Читала обе статьи с большим интересом, поскольку в последнее время за исключением экологических, статьи оппозиционных авторов стало просто страшно в руки брать — того гляди нарвешься на эксгибиционисткое признание физиологического характера, которое потом бурно с матом обсуждают "в интернетах" . Или же автору явно нечего сказать и он что б остаться на плаву "ку-ку вот он я!" вымучивает странный текст с мыслями типа "добыча никель это здорово" или "у Кремля длинные руки, антиселигер их проект".
Тексты написанные Подрабинеком и Шендеровичем заставляют думать. И вот, задвинув утреннюю пробежку, решила написать свой ответ.
Прежде всего скажу про горлопанство. Потому как оба автора клеймят это явление. Все кто был на митингах в прошлом году с легкостью отнесут и меня в разряд горлопанов, причем весьма пронзительных и будут правы. Почему горлопанила? Думаю это у меня было от эйфории. Вероятно так подействовали 6 лет борьбы за Химкинский лес, когда на защиту последнего дубового леса на севере Москвы из 200-тысячного города выходило от силы 10 человек и руки опускались от безысходности, хотелось останавливать всех химчан подряд, брать за пуговицу и говорить "как вы можете быть так равнодушны к тому, что вас и детей ваших лишают самого необходимого-воздуха! Вас беспардонно обворовывают, а вы бредете мимо, опомнитесь!" Жить 6 лет и ощущать это равнодушие людей к собственной жизни и здоровью было очень тоскливо. Иной раз казалось, что люди эти вовсе не живые…
И тут вдруг 100 тысяч неравнодушных граждан, которым не все равно. И какое счастье было идти шествием с Площади революции на Болотную мимо Кремля и кричать от души все что накопилось за долгие годы про злобного аспида, а потом это же самое еще и со сцены. Эмоции переполняли, это было такое счастье, казалось еще немного и режим рухнет.
Отрезвление начало поступать постепенно. Первый ушат холодной воды я получила, когда радостно дотопав от Площади Революции до Болотной я натолкнулась у сцены на охранников, которые меня на эту сцену упорно не желали пускать и были подозрительно похожи на тех самых ЧОПовцев, которые усердно метелили нас в Химлесу. Кто эти люди, кто поставил их сюда и почему они слушаются Рыжкова и Немцова, а не меня? Интересно, подумала, я, а вот если мы свергнем фантомаса, не окажемся ли мы опять перед теми же ЧОПовцами? Но на сцене я в конечном итоге оказалась, не прошел даром 2-х летний опыт прорыва через ЧОП и бульдозеры в Химлесу. Да и не могла я тогда не оказаться на сцене, я была несказанно счастлива, что вокруг столько живых граждан, и торопилась своим счастьем поделиться. И искренне благодарила всех кто пришел, потому что была действительно благодарна.
Но время шло и постепенно порыв угасал. В воспитании ребенка есть такой дедовский педагогический прием — дать проораться. Ребенок, наоравшись, засыпает и в следующий раз уже не орет, ибо понимает, что это бесполезно. Вероятно, что-то похожее произошло и с нами. Скандировать "Путин вор!" и другие прописные истины интересно пару, тройку раз, потом это надоедает. Ну вор и вор, итак все знают, не кричим же мы, что дважды два четыре.
Абсолютно согласна с Александром Подрабинеком, что оппозиции катастрофически не хватает конструктивной программы. Не хватает детального описания того что конкретно мы собираемся поменять еще, помимо увольнения Путина.
Что, например, будет с налогами, которыми душат малый и средний бизнес? А что будет с землей и недрами, мы так и будем дальше жить за счет своих природных ресурсов?
Когда я приставала к своим коллегам по оппозиции с подобными вопросами и просила включать их в резолюции митингов мне говорили: Чирикова, опять ты со своей ресурсной экономикой, это сложно, это со сцены не скажешь, все уснут, это сейчас не важно, главное смена власти и выборы.
Но на мой взгляд только экономика по-настоящему важна. Потому что до тех пор пока главный ресурс государства нефть, а не люди, цениться будет нефть, а не люди. И не важно кто стоит у власти. И не приводите мне в пример Норвегию, да там тоже нефть добывают, но там сложнейшие уникальные производства по ее переработке и вооот такая история демократического правления.
И не надо Саудовскую Аравию в пример ставить. Не хочу с тряпкой на физиономии до конца жизни ходить, даже если меня будут при этом на золотом мерседесе катать.
Единственное качественное изменение, которое может и должна предложить оппозиция обществу — смена экономического курса страны. Переход от ресурсной экономики к экономики человеческого капитала. Хватит жить за счет нефти, давайте изобретать айфоны. А что б переходилось легче, давайте менять налоговое бремя. Пусть бизнес, который производит что-то полезное платит минимум налогов, а добывающие отрасли — максимум. Тогда производить будет выгоднее чем добывать, тогда люди , производящие товары и услуги опять обретут ценность для государства.
Все эти мысли мы с группой товарищей изложили в меморандуме Экотропы и представили на КС оппозиции. Вновь созданные партии пока правда не торопятся брать себе в программу эти принципы, а жаль.
Так что очень даже есть что сказать принципиально нового и важного. И очень хочется этим важным и ценным поделиться с людьми, как советует Подрабинек. Вот только вопрос как это сделать. В 2 минуты выступления на митинге не получается, пробовала (хотя вероятно надо пробовать еще, тема важная). На первый канал как-то не зовут пока. Остается только уютненькая, которая напоминает гетто — людей там совсем немного по сравнению с масштабами огромной страны.
И еще в заключении один интересный факт. Как только перестаешь горлопанить очевидные кричалки в стиле детского утреника как метко высказался Подрабинек, и пытаешься доносить новые важные ценности, тебя сразу же намного хуже слышат и понимают. Почему так? Вот в чем вопрос...
! Орфография и стилистика автора сохранены