I

25 июня 2008 года, на Ясном проезде (САО г. Москвы), произошло вот что.

Группа людей, которых все участники называли представителями ФСИН, поддерживаемая какими-то анонимными своими приятелями (южной, что называется, национальности – если это важно), избивала людей. В основном беженцев из Абхазии, братской республики, "изнывающей под пятой кровавой грузинской военщины" (да не смутит вас ироничная интонация, Абхазии действительно выпала суровая доля). Как известно, о геополитическом благополучии и суверенитете Абхазии вот уже который год публично и страстно печется российское правительство.

Беженцы прибыли в Россию десять лет назад. Их поселили в общежитие фабрики "Смена". Потом фабрика обанкротилась, а общежитие отошло к ФСИН.

Исполнители наказаний не могли взять в толк, почему в их законной собственности до сих пор проживает какая-то немытая глупость. Если она не поняла, кто теперь в доме хозяин, значит, она не только немытая, но и не поротая. Пора пороть.

Пороли вкусно, с хрустом. Женщин, детей, стариков – когда дело касается жилплощади, боевые бульдоги суверенитета как-то очень быстро забывают про особую духовность российской государственной идеи. Особо строптивых обещали похоронить.

Я, когда узнал про ФСИН, задумался. Это самое "ФСИН" попадалось на мои глаза совсем недавно. Потом вспомнил – когда в колонии города Копейска забили насмерть четырех заключенных, глава ФСИН сказал, что так и надо. Правозащитники оторопели, но депутат Госдумы Сергей Абельцев достал из штанин богатырские яйца, и наступила долгожданная православная тишина.

Потом я решил изучить сайт ФСИН. На эмблеме конторы двуглавый орел сжимал в лапах меч и фашистскую фацию. После чего мне сразу стало ясно, что за исполнением наказаний в России следят очень интеллигентные люди, очень хорошие и очень добрые.

Так вот, когда эти люди громили общежитие, вместе с общежитием они умудрились немного разгромить лидера "Яблока" Сергея Митрохина. Митрохин вместе с активистами левых организаций прибыл беженцам на выручку, собственноручно выламывал установленные ФСИН железные двери и в результате был чувствительно избит.

А теперь везде где написано "Митрохин" попробуйте прочитать "Явлинский". Характер текста решительно меняется. Инцидент превращается из типичного – в вопиющий.

Между тем, подобная вычитка вполне обоснована. Только несколько дней назад Григорий Алексеевич Явлинский официально уступил Сергею Сергеевичу Митрохин свое лидерское кресло.

Поздравляем.

II

Долгожданное "обновление" партии "Яблоко" вовсе не вызвало энтузиазма у многих ее рядовых сторонников. Видимо, под "обновлением" они понимали не совсем то, что выражает лицо Сергея Митрохина, как только речь заходит о реальном сопротивлении российскому политическому режиму. Если Григорий Алексеевич всем своим видом демонстрировал искушенную интеллигентность – роль "разборчивого" и "колеблющегося" ему шла по факту аристократической харизмы – то Сергей Сергеевич темпераментом подобен бульдозеру.

"Помнишь, как Вешнякова на Чурова заменили? И у нас вот нечто подобное произошло", – шепнул мне по секрету один представитель "внутренней оппозиции" "Яблока". С поправкой на то, что в ожидании сложных времен, "яблочный Вешняков" заменился добровольно – негоже лилиям прясть и уж тем более выискивать в рядах собственной партии "олигархических наймитов".

Прежде чем олицетворить собой "перемены", нейтрализовав тем самым обессиленных "радикалов" (деревянной пушки хватает только на один выстрел, и собирать ее заново по частям – процесс хуже вышивания), Митрохин написал два достаточно жестких текста.

Первый был направлен против "объединения демократов".

Второй бил по сторонникам широкой политической коалиции с привлечением левых и патриотических сил.

Стало ясно, что работы ни по одному из этих направлений Сергей Сергеевич вести не намерен. И никому не советует. А кто не слушается, тот – ... (вставить любой отрицательный эпитет по желанию).

Беда в том, что Митрохин волей или неволей копирует путинский стиль – говорит разные слова разным аудиториям. Для демократов он убежденный "левый", для левых принципиальный демократ. Сумма этих слов дает ноль – слагаемые взаимоуничтожаются.

Текст номер один Митрохин посвящает отрицанию девяностых годов, в которые случилось торжество олигархии. Воротилы, прикрываясь демократическими лозунгами, натворили в стране беспредела, и всякий, кто желает вернуть уважение к ценностям народовластия, обязан отречься от политического наследия Бориса Ельцина. Именно олигархи посадили нам на шею авторитарного Путина ради обеспечения наилучшей безопасности для своих нелегитимных капиталов. Цель настоящего демократа – противостоять олигархии всеми силами и при каждом случае. [Спорить не с чем, эти слова я слышал от лидера ОГФ Гарри Каспарова задолго до Митрохина].

Отсюда у Митрохина следует, что объединяться "Яблоку" ни с кем не надо. Во-первых, потому что оно с самого начала находилось в оппозиции Ельцину, и только отсутствие свободы слова мешает напомнить этот факт российским гражданам. Так зачем же пятнать фрак, обнимаясь с замарашками, не считающими должным сходить в душ и смыть, наконец, с себя позор имени Чубайса? А во-вторых, "Яблоко" и так объединяется. С экологами, с женским движением и даже с партией Черепкова.

Второй текст Митрохин посвящает вопросу о широкой протестной коалиции, которая автору совсем не нравится, так как в ней засели диктаторы, славящие Че Гевару. На демократическом горбу они въедут в Кремль и устроят всем сталин-берию-гулаг. Основным диктатором Сергею Митрохину мерещится Эдуард Лимонов.

Зажатые в тиски из Чубайса и Команданте, "яблочники" обязаны не поддаваться на провокации. На съезде "Яблока" Митрохин озвучил свою стратегическую цель: сохранить партию. Сохранить, видимо, до лучших времен, когда в результате метафизического озарения народ кинется искать "идеальных демократов", тут-то и выйдет к ним Митрохин в белом костюме брюссельского кроя.

III

Заметим, что утверждения, будто "Яблоко" решительно отвергло Ельцина, являются не совсем верными. Развал триумвирата "Явлинский – Лебедь - Федоров" (согласно некоторым мнениям – из-за ревности Явлинского к растущей популярности Лебедя) сыграл с Григорием Алексеевичем нехорошую шутку – в одиночку он не прошел во второй тур. Возможность поддержки Зюганова, по понятным причинам, не рассматривалась. Пришлось выбирать между Борисом Николаевичем и "Против всех". Мнения (IV съезд) разделились почти пополам – 41% и 57% соответственно. Вопрос об агитации был отдан на "личное усмотрение" каждого отделения.

Более того, в своей оппозиционной борьбе против "диктата олигархов" партия вступала в весьма экзотические для нынешнего "Яблока" коалиции. Достаточно вспомнить солидарность "Яблока" и КПРФ (той самой, великодержавной) в поддержке Евгения Примакова, великодержавного ничуть не менее.

Но это все дела давно минувших дней. Куда интереснее переговоры с Виктором Черепковым, которые Митрохин явно старается использовать в качестве козыря. Черепков вышел из партии Семигина–Бабурина в знак поддержки Рогозина и Глазьева. Семигин отказался включать их в партийный список "Патриотов России", и Черепков воспринял этот шаг как кремлевскую провокацию.

Черепков человек интересный. Я был бы рад увидеть его в Национальной ассамблее. Но после всех щепетильных заявлений Сергея Митрохина я с трудом представляю Виктора Ивановича в партии "Яблоко". Тут уж либо щепетильность, либо Черепков с его весьма весомым авторитетом в кругах, который тот же Митрохин характеризует не иначе, как "красно-коричневые".

Про сопротивление олигархам, Сергей Сергеевич, слова сказаны хорошие. Вы усиленно боретесь с Лужковым. Ваша известность – во многом результат этой борьбы. Скажите, Лужков олигарх? Сформулируем иначе – "клан Батуриных" олигархический? Разумеется. Зачем же Вы голосовали за Лужкова? Выбора не было? Выбор есть всегда – на крайний случай, выбор отказа от выбора.

Красный палач Че Гевара Вас пугает? Вы давно заглядывали в молодежное отделение собственной партии? Будете смеяться, но Команданте там – на первом месте в иконостасе. Видимо, существуют люди, которые вкладывают в его имя иной смысл, нежели сугубо "исторический". Вышвырните Че Гевару, поместите на его место академика Сахарова. Какая незадача. Он тоже был немножко социалист. Да еще и бомбу сделал для "тоталитарного совка". И зекам помогал, не деля их на чистых и нечистых. У него случилась некоторая идеологическая эволюция? Не верьте. Если Лимонов врет, то с чего бы Сахарову верить?

С кровавого Марата началась Республика. Революция третьего сословия. Колыбель всей современной демократии. Французы до сих пор празднуют. Воевать с трупами и символами имеет смысл, только когда не осталось живых врагов, Сергей Сергеевич. К слову, про то, что газета "Друг народа" как-то связана с Маратом, я, активист "Другой России" со дня основания коалиции, узнал только из Вашей статьи. На всякий случай обзвонил знакомых нацболов. Для них это тоже было новостью.

IV

Тезисы Сергея Митрохина опоздали на десять лет, как минимум. Я не знаю, кто адресат принципов, опираясь на которые невозможно вести политическую деятельность иначе, чем в партии власти. Лучшим доказательством моим словам могут послужить факты нарушения этих принципов и самим "Яблоком".

Если хочется законсервировать партию – консервируйте. Не принимайте участия в акциях с левыми радикалами. Пусть Диллендорф, Рабинович, Власова – и кто там есть у вас еще – выносят двери и ломают заборы. С другой стороны, это ведь неконструктивная позиция, заборы ломать. Надо по закону, последовательно, демократично. Обращения, петиции, суды, письма в прессу. Гражданское общество не возникает из насильственных действий, нельзя поощрять агрессию. Меньше негатива, больше респектабельности. А то подумают, что вы пришли все отнять и поделить, нехорошо же.

Прекратите политическую работу. Временно прекратите, до того самого "общественного просветления". Потому что любой Ваш шаг сейчас будет выкуплен очередным голосованием за Лужкова – не Ваша даже вина, просто система такая. И однажды обличение "гайдаровых нечистот" потеряет всю свою убедительность. Трудно бороться за гигиену, находясь в помоях по горлышко. Вот, к примеру, Валерия Ильинична Новодворская это понимает, и поэтому…

Простите, сорвалось.

Но действительно, кто будет любоваться на имиджевые декорации, в достоверность которые не верите даже Вы сами?

Ваши сторонники? Холодно. Партии нужна жизнь, а декорации ее только губят.

Народ? Еще холоднее, народ не читает политологические заметки в "Независимой газете", народ живет в общежитии "Смена".

Власть? А вот тут теплее. Именно ей можно посылать недвусмысленные сигналы, о том, что ни шага вправо, ни шага влево к объединению реальных протестных усилий с кем бы то ни было в Вашей стратегии не предусмотрены.

Но ведь эта власть, с которой Вы пытаетесь – скажем нейтрально – замириться, била Вас кулаками. Ей было совершенно все равно, кто вы такой, она боролась за свою собственность.

Да и какое может быть замирение, если олигархи – это Путин, а борьба с олигархами есть первоочередная задача "Яблока"?

Кстати, самый важный вопрос – о собственности. Если партия "Яблоко" возьмет власть, что все-таки будет с олигархами? И итогами приватизации? Суды, пересмотры? Скажите это громко, и от Вас сбежит, как черт от ладана вся "буржуазная интеллигенция". А власть от души пофилософствует над Вами молотом.

Те же демократы, которые заработали свою собственность честно, причем в размерах, далеких от олигархических, не боятся коалиций. Ни одна, даже самая красная организация, не может учинить поголовную отмену частной собственности и ликвидацию рынка, массовый террор и возвращение сталинских репрессий. Это очевидно для каждого разумного человека.

Послушайте, Сергей Сергеевич. Вспомните свои недавние приключения. Обитателям общежития было все равно, кто пришел бороться за их права: анархисты, сталинисты, националисты, Митрохин. Кто пришел, тот и хороший. Тот и за справедливость.

Почему в компании этих же самых людей, которые вовсе не пытались повесить Вас на колючей проволоке, Вы считаете невозможным бороться за все гражданские права в совокупности? За квартиры можно, а за честные выборы – нет? Где логика?

Общество Вас не поймет? В общежитии фабрики "Смена" Вас поняли. И были благодарны. И сторонники даже не сморгнули – много ли людей вышло из партии "Яблоко" в знак протеста против совместных действий Митрохина и АКМ?

Так что страшнее, что хуже для граждан? Социалистическая символика или фасция ФСИН? С кем конструктивнее взаимодействовать, пробуждая в людях политическое сознание?

Видит Бог, как я устал задавать подобные вопросы.

V

Надежда, мама убитого нацбола Юрия Червочкина, работает садоводом у весьма состоятельного человека. Когда Юре понадобились деньги на операцию, состоятельный человек без вопросов выдал требуемую сумму, довольно крупную. Сумма не понадобилась, активисты "Другой России" собрали деньги самостоятельно.

Операция не помогла. Юра умер от побоев. Власть любит бить. У нее один ответ на все претензии.

Этот состоятельный человек – потенциальный избиратель "Яблока". Почему он не поступил по Вашей логике, Сергей Сергеевич? Почему он не пришел в ужас от того, что сын его работницы – нацбол? Не занял конструктивную позицию: "Я вам, значит, помогу, а вы меня потом, значит, в ГУЛАГ?"

Отчего сам Юра, когда еще был жив, не подговорил мать спалить поместье эксплуататора?

Он же, по Вашей логике, молился на палачей и тиранов, грезил терроризмом, мечтал постоять с автоматом на караульной вышке под лай овчарок.

Правда ведь?

Вы меня слышите?

Сергей Сергеевич?

Станислав Яковлев

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter