Сравнение пришло в голову неожиданно. Конечно же, перед нами растянутый во времени ролик, рекламирующий неснятый еще блокбастер из жизни царственных особ! Именно такая аналогия показалась мне самой удачной для описания трансляции по телевидению вступления в должность третьего президента России.
Мастера эфира сделали все возможное и невозможное, чтобы сотворить из этого протокольного, по сути, события незабываемое зрелище. Поэтому бессмысленно отрицать тот очевидный факт, что картинка получилась потрясающе красивой. Например, очень красив величественный проезд по Москве и Кремлю двух президентских кортежей. Правда, съемки кавалькады сопровождения Дмитрия Медведева мне почему-то напомнили известные кадры многочисленных "проездов" Саши Белого и его команды из культового сериала "Бригада". Но это было, конечно, чисто внешнее сходство.
Очень привлекательной и уютной показалась Москва, показанная с высоты птичьего полета. Телевизионщики в редких случаях используют вертолет для съемок над нашей древней столицей, поэтому планы оказались неожиданно свежими и незатертыми. Удивляла только необычная пустота на улицах огромного города. Обычно на них много людей и машин в любое время суток. Мне вспомнилось, что Стенли Крамер в своем знаменитом фильме "На берегу" специально снимал свой любимый Сан-Франциско ранним утром, а потом вручную убирал из кадров фигурки случайных прохожих. Получившаяся картина абсолютно пустого красивого города больше говорила об ужасах ядерной катастрофы, нежели показ дымящихся развалин. Длительный проезд избранного президента по пустому городу мне немного напомнил тот оскароносный фильм. Впрочем, и здесь, естественно, сходство было только внешним.
Наконец, вряд ли кого-нибудь мог оставить равнодушным величественный Кремль, словно сошедший с рекламных проспектов Интуриста. Когда еще придется разглядеть во всех подробностях многочисленные достопримечательности и памятники нашей главной святыни. Те же Царь-пушку и Царь-колокол, Ивановскую и Соборную площади. Не говоря уже о примыкающих к центральным туристическим объектам проездах и переулочках, которые обычно вообще скрыты от посторонних глаз.
Словом, Москва и Кремль на первом этапе заслуженно стали главными персонажами наступающего действа. Все остальные, включая народных избранников, спикеров и судей, чиновников и олигархов, казались лишь статистами на фоне всего этого великолепия.
Что же касается истинных главных героев шоу, то им еще предстояло пройти своеобразный "кастинг" перед миллионами своих подданных. Уходящий и заступающий президенты, безусловно, "солировали" среди упомянутых статистов. Чувствовалось, что режиссеры представления не решаются до поры до времени отдать кому-либо предпочтение, математически отмеряя каждому из них равное эфирное время в одинаковых пропорциях. Поэтому иногда президенты неожиданно становились похожими друг на друга, словно "двое из ларца" из популярной сказки. Камера растерянно перескакивала с одного лика на другой, демонстрируя, порой, удивительную беспомощность.
Однако долго так продолжаться не могло. После окончания церемонии и торжественного молебна в последующих телепрограммах неуловимо изменилась стилистика преподносимой информации. Вступивший в должность президент словно на время "ушел в тень". Фактически он оставался на экране только в многочисленных повторах показа церемонии. О том, что успел сделать Дмитрий Медведев до конца рабочего дня, мы узнавали лишь из скупой текстовой информации.
Зато ушедший лидер до вечера сумел развернуть бурную деятельность. Камера продолжала следовать по пятам за Владимиром Путиным. Самым подробным образом была показана встреча ушедшего президента с лидерами парламентских фракций. Причем журналисты по-прежнему с придыханием повторяли незамысловатые шуточки Путина, как они это делали в бытность последнего президентом. В этом, как мне кажется, проявилось подсознательное признание продолжающегося лидерства бывшего главы государства.
Показательным оказалось и то, что вместо руководителя фракции либеральных демократов Лебедева в совещании принял участие лидер партии Владимир Жириновский. Вряд ли в случае, если бы кандидатом на пост премьера был не Путин, а кто-нибудь другой, было бы допущено такое вопиющее нарушение регламента. Таким образом, журналисты с подачи властвующей элиты еще раз подчеркнули значимость этой фигуры.
Но главное произошло чуть позже. В вечерних новостях российского канала было объявлено, что на следующий день будет организована прямая трансляция заседания Государственной думы, на котором должно состояться рассмотрение кандидатуры будущего председателя правительства. Я уже не говорю о том, что ни один из бывших премьеров за минувшие семнадцать лет не удостаивался такой чести. Но вызывает удивление тот факт, что в телевизионной программе в это время была предусмотрена демонстрация фильма "Батальоны просят огня". Между тем программа версталась тогда, когда уже было известно, что историческое заседание правительства назначено именно на восьмое мая. Стало быть, еще совсем недавно прямая трансляция не планировалась. Логично было предположить, что решение о ней приняли в самый последний момент.
В самом начале заседания председательствующий Борис Грызлов торжественно объявил, что в зале присутствуют 448 депутатов, следовательно, явка является стопроцентной. Согласно Конституции, численность депутатов Думы должна составлять 450 человек. Даже если допустить, что реально депутатов сегодня на два человека меньше, позволю себе усомниться в достоверности озвученной цифры. По мнению многочисленных специалистов, в "межпраздничный", традиционно отпускной в России временной интервал обеспечить такую фактическую явку решительно невозможно.
Сама речь бывшего президента и будущего премьера новизной не отличалась. Она слишком напоминала печально известные отчетные доклады на съездах коммунистической партии. Россиянам старшего поколения приходилось учить такие выступления чуть ли не наизусть. Впрочем, я тут же подумал, что при некотором допущении выступление Путина тоже можно считать отчетным докладом съезду правящей партии. Ведь он ныне является руководителей этой партии, а среди депутатов парламента члены партии составляют подавляющее большинство.
Итог выступления кандидата был также предсказуем. Обсуждение оказалось вялым и ни в чем уже не напоминало вчерашнее яркое шоу. Дмитрий Медведев два часа просидел с непроницаемым выражением лица, и, как мне показалось, временами откровенно скучал. Это и понятно – сегодня был не его день. Только эмоциональное и эксцентричное выступление Владимира Жириновского напомнило нам о том, что мы смотрим все-таки спектакль. Правда, спектакль, перешедший из "праздничной" в "будничную" фазу. Если, конечно, у спектаклей праздники как-то отличаются от будней.
Почти единогласно депутаты согласились на открытое голосование по кандидатуре премьера. Против Владимира Путина проголосовали 58 человек. Судя по всему, это были коммунисты, которые сдержали свое обещание. Число поданных за будущего премьера голосов оказалось, по словам Бориса Грызлова, рекордным. Ни один кандидат в премьеры не получал поддержку 392 депутатов.
Официальная часть представления завершилась. Можно было облегченно перевести дух накануне наступления настоящего всенародного праздника.
Тем не менее, я не решился бы делать какие-то далеко идущие выводы на основании одной только трансляции церемонии вступления президента в должность и заседания Государственной думы. Мне кажется, что телевизионщики пока сами еще выжидают. Этим объясняется и то, что ни один из лидеров – ни официальный, ни национальный – не получил в эфире заметного преимущества. Внеочередная трансляция заседания Думы не в счет. Решение вполне могло быть принято "по инерции".
Скорее всего, только через некоторое время будет ясно, кто из двоих будет обладать реальным влиянием и сможет увести под себя "четвертую власть". На него конкретно укажут грядущие события и направления политических ветров. Ну, а задача "гриппозных носов" и прочих акул официального эфира будет состоять в том, чтобы уловить дуновение этих ветров и суметь мгновенно развернуть свою деятельность в нужном направлении.