Экспертная группа Института глобализации и социальных движений под руководством Бориса Кагарлицкого опубликовала доклад об уровне репрессий против свободных профсоюзов, сообщил 17 марта корреспондент Собкор®ru.

Авторы доклада отмечают, что на протяжении 2006-2007 годов отмечается серьезный рост профсоюзного движения и увеличение числа трудовых конфликтов, вызванных борьбой трудящихся за повышение заработной платы и улучшение условий труда. В докладе отмечается, что доля заработной платы в себестоимости продукции в России - одна из самых низких среди индустриально развитых стран, значительно уступая в долларовом исчислении не только уровню Западной Европы и США, но таких стран как Бразилия или Аргентина.

Важнейшим новым явлением последних двух лет явилось стремительное развитие новых свободных профсоюзов, не входящих в систему Федерации независимых профсоюзов России. Прежде всего речь идет об объединениях рабочих, входящих в состав Всероссийской конфедерации труда (ВКТ) и Конфедерации труда России (КТР). В свою очередь, усиление забастовочной активности профсоюзов вызвало ответные меры со стороны властей и работодателей.

Авторы доклада утверждают, что с середины 2007 года можно говорить о том, что в масштабах страны разворачивается настоящая кампания репрессий против активистов свободных профсоюзов. По мнению авторов доклада, репрессивные меры против свободных профсоюзов могут быть разделены на несколько категорий: применение против рабочих действующего законодательства о забастовках и Трудового Кодекса; действия властей и работодателей, выходящие за рамки действующего закона; незаконные увольнения; прямое насилие и уголовный произвол, включая убийство профсоюзных активистов.

Первая группа мер обусловлена тем, что российское законодательство о забастовках и Трудовой Кодекс находятся в прямом противоречии с действующими международными нормами. Законодательство дискриминирует профсоюзы, составляющие меньшинство работников предприятия, ограничивая их право на заключение коллективных договоров и ведение переговоров. Еще более анекдотическим является законодательство о забастовках, требующее, по сути дела, согласования всех деталей проведения стачки с самим работодателем, против которого эта стачка направлена. За прошедшие 2 года ни одна забастовка, проведенная в России, не была признана судом законной. Подобное положение дел ведет к тому, что забастовочные действия обычно продолжаются не более одного дня, после чего прекращаются решением суда. Участники так называемых "незаконных" забастовок увольняются, как это произошло в Санкт Петербурге, Тольятти, Таганрогском Автомобильном заводе, "Сургутнефтегазе".

В ходе забастовочных действий обычным делом является использование против рабочих службы охраны, а также милиции и даже прокуратуры. Во время акций протеста российских докеров в 2007 году подобная практика была повсеместной. ОМОН применялся и против забастовщиков на заводе "Форд" в Ленинградской области, причем один человек был ранен, когда в толпу бастующих въехал автомобиль, за рулем которого были сотрудники милиции.

В докладе утверждается, что наибольшую тревогу вызывают участившиеся случаи физических расправ с профсоюзными лидерами.   7 июня 2007 года было совершено жестокое нападение на Михаила Чесалина, председателя первичной организации Российского Профсоюза докеров в Калининграде. Нападение было совершено в 10-30 утра, когда Чесалин вышел из своей машины и направился в офис. Нападавшие нанесли ему множество ножевых ранений в спину и несколько тяжелых ударов по голове. 

В Воронеже 9 декабря 2007 года убит председатель стачкома завода им. Коминтерна Виктор Швырев. Он возвращался домой, когда в подземном переходе у остановки "Политехнический институт" его остановили сотрудники милиции и попросили предъявить документы. Швырев начал протестовать. Ему заломили руки, после чего в Коминтерновском РОВД, где продолжался диалог на "политические темы". В ходе "беседы" Швырев был жестко избит, затем его выбросили на улицу без составления протокола и предъявления какого-либо обвинения. Когда Швырев дошел до дома, ему стало плохо, у него отнялись руки и ноги. Был госпитализирован в городскую больницу скорой медицинской помощи и так и не смог подняться с больничной койки. Он скончался ровно месяц спустя. Несмотря на то, что дочь Швырева написала заявление в прокуратуру Коминтерновского района Воронежа уже 10 декабря, прокуратуры трижды отказывала в возбуждении уголовного дела по причине "отсутствия состава преступления". 

В свою очередь организаторы протестов и акций, посвященных памяти рабочего лидера, подверглись репрессиям. В Липецке еще до начала пикета под надуманным предлогом был задержан его организатор – Александр Огнев. В Москве акция 5 февраля 2008 года закончилась задержанием двух участников одиночных пикетов.

По мнению авторов доклада, мировой и современный российский опыт свидетельствует, что рост репрессий ведет не к снижению активности рабочего движения, а к его радикализации и политизации. С другой стороны, специфика отечественной ситуации состоит в том, что значительная часть репрессий осуществляется на основе действующего законодательства, которое "творчески" интерпретируется судами, администрацией и местными властями. В свою очередь рост напряженности в сфере трудовых отношений неизбежно ведет к росту числа конфликтов, которые нынешние законы способны лишь усугубить.

Анна Орлова

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter