На второй неделе декабря российское телевидение временами удивляло неискушенного зрителя. В эфире неожиданно появились нежелательные доселе персонажи и зазвучали откровенно крамольные высказывания. Даже официальные заявления, порой, поражали своей необычностью.

Так, например, руководство Академии российского телевидения на днях приняло неслыханное решение. Отныне при определении лауреатов премии ТЭФИ голосование будет закрытым! Таким образом, должно уменьшиться влияние корпоративных факторов на выбор академиков. То есть, академики фактически согласились с требованиями оппозиции, представители которой несколько лет подряд настаивали именно на таком варианте голосования.

Любителей острых дискуссий наверняка привлекло выступление Константина Борового в программе "К барьеру!" (НТВ). Константин Натанович сказал, что избирательный процесс в нашей стране фактически прекратился. Имитацией этого процесса занимаются прокремлевские псевдопартийные структуры и их «двойники». Одним из таких двойников, по убеждению Борового, является "Гражданская сила" Михаила Барщевского. Константин Боровой выразил убеждение, что таковой партии просто не существует, как не существует и политика по фамилии Барщевский.

Не менее жестко выступила в той же программе секундант Борового, публицист Алла Гербер. Она засомневалась в искренней приверженности Михаила Барщевского принципам свободы слова. Гербер напомнила, что Михаил Юрьевич во время встречи с президентом попросил перенести на более удобное время показ самых злободневных и острых, с его точки зрения, телепередач. Правда, такими передачами, по мнению Барщевского, почему-то оказались только ток-шоу Владимира Соловьева и игровая программа "Что, где, когда?". Гербер справедливо сочла такую "классификацию" издевательством над здравым смыслом.

Пример оказался убийственным. Даже надменный и обычно находчивый Барщевский не нашел убедительного ответа своим оппонентам.

Критика существующих политических структур продолжилась на следующий день в программе "Народ хочет знать" (ТВ-Центр). Несостоявшийся депутат Госдумы и успешный писатель Сергей Шаргунов прямо сказал, что действующая система власти в России вытесняет на обочину мыслящих людей. Место настоящих публичных политиков занимают, по его убеждению, отряды "улюлюкающей шпаны". Не деликатничал и другой литератор – Дмитрий Быков. По словам Быкова, такого количества "врагов народа", как сегодня, не было даже в недоброй памяти тридцать седьмом году. Естественно, Дмитрий имел в виду то, что сторонники "партии власти" объявили врагами всех, кто выступает против "плана Путина" или даже просто не спешит публично высказаться в его поддержку. По прикидкам Дмитрия Быкова, сделанным на основе результатов выборов, таких "врагов" в современной России насчитывается не менее, чем сорок процентов от всего населения страны.

На этом Дмитрий Быков не остановился. Он заявил, что в закрытом обществе, каковым, по его убеждению, современное российское общество и является, полностью отсутствует такое понятие, как вертикальная мобильность. Зато есть набор "ритуальных заклинаний", которые должны продемонстрировать лояльность того, кто эти заклинания произносит.

Слов нет, критика очень жесткая. Похоже, что другие участники программы просто вынуждены были принять предложенные "правила игры". Даже признанный кремлевский придворный политолог Сергей Марков неожиданно заявил, что его политическая деятельность началась еще в далекой юности. Тогда он, будучи молодым студентом, приходил с утра пораньше в аудиторию для того, чтобы успеть развесить по стенам листовки протестного и антиправительственного содержания. Сергей Марков призвал современную молодежь последовать его примеру. То есть, надо полагать, предложил молодым людям дружно вливаться в ряды протестных организаций и выходить на "марши несогласных".

Вот этот-то парадоксальный призыв и зародил у меня подозрение в том, что никакой "демократизации эфира" нет и в помине. Власти просто откровенно издеваются над зрителями. Похоже, что перспектива выдвижения Дмитрия Медведева в качестве официального преемника повергла власть в состояние легкой эйфории. Вот она и решила немного "приоткрыть клапаны", а, заодно, и посмеяться над доверчивой публикой.

Предложение Сергея Маркова, как мне кажется, относится именно к подобному "черному юмору". Если хотите, в нем можно разглядеть и провокационный призывов отведать бесплатного сыра. Все хорошо знают, где обычно находится такой сыр. Но кто-то может и клюнуть на призыв члена Общественной палаты. После чего сам станет легкой добычей.

Немало и других примеров, подтверждающих догадку автора. В упоминавшейся выше программе "К барьеру!" секундантами Михаила Барщевского выступают депутаты Владимир Мединский и Александр Лебедев. Они мирно беседуют в кадре, несмотря на то, что в предвыборный период публично демонстрировали негативное отношение друг к другу. Причем миллионер Лебедев с кривой усмешкой называет себя "журналистом" и "обозревателем" малоизвестной газеты. Иначе как опять-таки издевательством назвать это, согласитесь, трудно.

Точно также, как трудно по-иному оценить некоторые сюжеты программы Алексея Пушкова "Постскриптум" (ТВ-Центр). В одном из них рассказывается о том, как, оказывается, комфортно и безопасно жить в сегодняшней Ингушетии. Авторы на полном серьезе говорят нам, что в этой "стреляющей республике" жизнь ничуть не опаснее, нежели в любом другом регионе России. В качестве доказательства нам показывают заполненное фойе работающего допоздна кинотеатра в Назрани и редких прохожих на вечерних улицах ингушской столицы. Сами жители Ингушетии, робко озираясь по сторонам, повторяют в кадре заученные фразы по поводу того, что, в отличие от Назрани, в Москве страшно зайти в лифт, а в Краснодаре – выйти вечером на улицу. На фоне этого неумелого бреда звучит бодрый голос Дмитрия Медведева, сообщающего, что ингушские власти первыми в России сумели добиться стопроцентной газификации всех населенных пунктов республики.

Вот тут-то мы, похоже, и подошли к главному, к тому, ради чего и затевалась вся эта чудовищная фантасмагория! Презентация Медведева, видимо, должна какое-то время сопровождаться показной демонстрацией видимости благополучия, процветания, спокойствия и даже вернувшихся в нашу жизнь признаков демократии. Кремлевские политтехнологи только добавили от себя немного недоброго юмора, о котором мы говорили выше.

Другое дело, что при внимательном рассмотрении вблизи признаки демократии оказываются всего лишь призраками. Но большинство зрителей рассмотреть этого просто не успеют.

Им не позволят искусные манипуляторы. Они вовремя сменят картинку.

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter