Подведение итогов парламентских выборов в России стало поводом для очередных телевизионных шоу. На фоне всеобщего ликования свои выводы пытались делать и аналитики - в эфире редких публицистических программ.

Серьезные авторы были, как минимум, разочарованы. Обозреватель газеты "Известия" Ирина Петровская в эфире программы "Человек из телевизора" ("Эхо Москвы") сказала, что в предвыборную неделю на экране мелькали одни и те же лица, словно знакомые карты из колоды. Профессиональные поклонники Путина и "Единой России" уныло переходили из студии в студию. На разных каналах и в разных программах одними и теми же словами они дружно прославляли своего кумира. В этой масштабной пропагандистской акции "засветились", прежде всего, Мигранян, Кургинян, Леонтьев и им подобные.

После выборов эти, с позволения сказать, персонажи современной российской комедии масок словно воспрянули духом. Им как бы продлили мандат на безраздельное господство в федеральном эфире. Причем, некоторые официальные "глашатаи власти" довольно забавно отреагировали на сомнительную победу "Единой России" и ее мощного "локомотива". Так, Глеб Павловский перестал произносить в своей "Реальной политике" (НТВ) имя президента. Он начал многозначительно употреблять местоимение "он". Из Библии мы хорошо знаем, кого именуют таким образом. Но, кажется, что в данном случае Глеб Олегович все же несколько поторопился. До Господа Бога нашему "национальному лидеру" еще осталось пройти несколько ступенек иерархической лестницы.

Недовольство массовой эйфорией выразили только авторы некоторых передач канала "Рен-ТВ". Марианна Максимовская в программе "Неделя" задала зрителям риторический вопрос. Она спросила, почему власти столь жестко преследуют оппозицию, если эта оппозиция, по утверждению тех же властей, столь слаба и ничтожна? Политолог Игорь Бунин в эфире программы вообще высказал крамольную мысль. Он предположил, что жесткий прессинг властей может спровоцировать рождение сильной оппозиции, от которой самим властям не поздоровится. Справедливости ради ехидно отмечу, что проявленная трезвость мышления не помешала Игорю Бунину одному из первых подписать письмо в защиту главного редактора "Московских новостей" Виталия Третьякова, которому владельцы издания на неделе послали "черную метку".

Конечно, пара критических сюжетов не сделала погоды во всем федеральном эфире. Суета шестерок из крапленых колод, беззастенчиво прославляющих победителей и проклинающих своих оппонентов, продолжается до сих пор. В том числе, и за рубежами нашей родины. Задним числом стали известны совершенно возмутительные факты давления на официальные органы независимых государств. Российская власть небезуспешно пытается предотвратить демонстрацию в эфире других стран сюжетов и программ, бросающих тень на "светлый образ" вождя. Так, в Латвии был перенесен показ фильма "Система Путина", премьера которого планировалась первого декабря на канале LTV Channel 7. Президент Национального Совета по радио и телевидению Латвии Абрам Клецкин фактически признался в том, что дал такое указание генеральному директору латвийского телевидения. По мнению господина Клецкина, показ фильма французских документалистов Жана-Мишеля Каре и Жиля Эмери накануне голосования в России мог бы негативно повлиять на итоги выборов. Вероятно, Абрам Клецкин до сих пор считает Латвию одной из республик несуществующего Союза. Латвийская общественность с ним не согласилась. Разразился скандал, в результате которого руководитель Латвийского телевидения Янис Холштейнс лишился своего поста. Правда, Клецкин почему-то пока остался на месте, в чем Рига не без оснований видит "длинную руку Москвы".

Если Москва, как выяснилось, может влиять на телевизионный репертуар в странах Евросоюза, то легко представить себе, что творилось после выборов на наших экранах. Многие публичные деятели, подобно слегка захмелевшим гостям, начали говорить нечто такое, чего еще месяц назад от них нельзя было услышать при всем желании. Депутат Мосгордумы Сергей Гончаров в эфире упоминавшейся программы "Неделя" неожиданно сказал, что владеть собственностью в России должно государство, или, хотя бы, государственники. Чтобы у зрителей не оставалось сомнений, господин Гончаров уточнил, что под государственниками он имеет в виду бывших и действующих сотрудников силовых ведомств.

Алексей Пушков в "Постскриптуме" (ТВ-Центр) обрушился на респектабельную английскую "Guardian". Нужно заметить, что ранее Пушков охотно и с видимым удовольствием цитировал эту влиятельную газету. Но сегодня издание "провинилось", посмев положительно отозваться о Гарри Каспарове. Пришлось журналисту одернуть зарвавшихся англичан. Для этого он процитировал внушительный отрывок статьи из другой забугорной газеты, "International Gerald Tribune", которая негативно оценила деятельность российской оппозиции. Забавно, но раньше Алексей Пушков не без оснований укорял это издание за искажение публикуемой информации.

Удивил и Александр Ципко. Выступая в эфире программы "Народ хочет знать" (ТВ-Центр), он заявил, что основной причиной неудачи "правых" на выборах стала их демонстративно непатриотичная позиция и негативное отношение к традиционным русским ценностям, в частности, к православному христианству. Видимо, господин Ципко черпал информацию о деятельности либеральных партий из агитационных листовок "Молодой Гвардии" или "Наших". Иначе он бы точно знал, что демократы в целом придерживаются твердых патриотических убеждений. Немало в их рядах и сторонников православия. Своим невольным невежеством Александр Ципко только поддержал тех, кому сам же оппонирует в последнее время.

Зато Владимир Жириновский в эфире этой программы, возможно, также, сам того не желая, сказал чистую правду. Владимир Вольфович заявил, что, если бы на выборах избирателям дали "полную свободу", то в парламенте оказались бы лишь три партии – КПРФ, "Яблоко" и СПС. Однако, по мнению господина Жириновского, такой вариант событий был бы губителен для России. Поскольку появление сильной демократической оппозиции нынешнему курсу властей, по его убеждению, неизбежно приведет к развалу государства.

Более ясно и четко изложить кредо Кремля, наверное, невозможно. Другое дело, что с подлинными интересами России это кредо не имеет ничего общего.

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter