Во время осенних и весенних призывов столичные военкоматы при помощи милиции и даже ОМОНа устраивают настоящие облавы на молодых людей призывного возраста. Незаконные задержания могут происходить на улице, в метро, на квартирах по месту жительства призывников. Причем, по словам одного из участников пресс-конференции Владимира Тригнина, начальника юридического отдела московского филиала Санкт-Петербургской военной коллегии адвокатов, сотрудники призывных пунктов не обращают внимания на то, что у задержанных юношей могут быть законные основания для отсрочки службы в армии. Например, наличие студенческого билета, удостоверение аспиранта, справка о состоянии здоровья и другие документы, свидетельствующие о призывном "иммунитете".
Часто в результате таких облав, призывникам не дают возможности попрощаться с родными, а беседа с членами призывной комиссии, равно как и прохождение медицинской комиссии во многих пунктах оказываются формальными (без сдачи необходимых анализов, без врачебного освидетельствования). Формальность в медосмотре (точнее, его полное отсутствие) часто приводит к тому, что процессе службы у многих солдат-срочников начинаются серьезные проблемы со здоровьем. Как в случае с сыном Евгении Боултер, также выступавшей перед журналистами.
Женщина рассказала, как ее сын, студент одного из престижных московских вузов в декабре 2006 года был схвачен на улице милиционерами, закован в наручники и препровожден на призывной пункт. Оттуда, невзирая на его заявления о наличии серьезных заболеваний и справок о негодности к военной службе, его доставили в армейскую часть. Пока его мать заново собирала справки и ходила по инстанциям, требуя "освобождения" сына, молодой человек успел прослужить в рядах вооруженных сил около 2 месяцев (большую часть этого срока он провел в госпитале), после чего все-таки был комиссован по состоянию здоровья.
Еще одну историю с нарушением прав призывников поведал москвич Петр Кравченко. Его сына забрали осенью 2006 года рано утром из квартиры (родители молодого человека в это время отсутствовали). Юноша учился в вузе и имел законную отсрочку от службы, заверенную в районном военкомате. Но этот факт не остановил членов призывной комиссии: буквально вечером того же дня молодого человека отправили служить "далеко от Москвы". Родители, узнавшие о "похищении" сына через пару часов, в этот же день принесли справку из деканата вуза. Но было уже поздно. Юноша остался служить.
"Призыв в вооруженные силы военкоматы непосредственно не осуществляют. Этим занимаются специальные комиссии при администрациях населенных пунктов. В Москве, например, главную призывную комиссию возглавляет мэр Юрий Лужков. И в связи с этим обращаться с жалобами на действия призывных комиссий в районные суды (где по закону эти жалобы должны рассматриваться) оказывается бессмысленно. Судьи часто робеют отменить решения комиссий, чтобы не попасть в немилость к местным властям", - заявил другой участник пресс-конференции Анатолий Малютин, руководитель московского филиала Санкт-Петербургской военной коллегии адвокатов.
В заключении участники встречи с журналистами дали совет потенциальным призывникам. Молодые люди, оказавшиеся в ситуациях сыновей Боултер и Кравченко, должны обязательно требовать документы у милиционеров, осуществляющих задержание, и по возможности не подчиняться действиям милиции в виду отсутствия повестки из военкомата.