25 июля официально завершилась самая загадочная спецоперация российских властей под названием "Всероссийская сельскохозяйственная перепись". Во-первых, почему самая загадочная? А во-вторых, почему спецоперация?

"Самая" – так как масштабность действа охватывает всю необъятную матушку Россию. И подготовка к ней поражает. По этому случаю специально был разработан и год назад принят Федеральный закон "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи". В 2004 году в четырех регионах была проведена "тренировочная" пробная перепись. К тому же, по сравнению с "Всероссийской переписью населения", этот проект более дорогой: ВПС — 4,8 млрд рублей, ВСП — 5,5 млрд рублей.

"Загадочная" – потому что заявленная цель мероприятия – сбор наиболее полных сведений о состоянии отечественного сельского хозяйства – не соответствует методам ее достижения. Какие же средства использует власть для инвентаризации аграрного сектора? 200 тысяч переписчиков в одинаковых бейсболках обходят сельские дома и садовые участки. Задают крестьянам и дачникам вопросы согласно общепринятой стандартной анкете: Какое количество земли вы обрабатываете? Какой урожай получаете? Какие культуры выращиваете? Сколько голов скота и птицы выкармливаете?

Анкета якобы "анонимная", но за спиной интервьюера, как правило, стоит проводник из местных – представитель сельской администрации. А бюджет села формируется из налоговых отчислений за землю. И давать ответы о реальном количестве используемых гектаров идиотов нет. Да и кто их измерял? Что до урожая, так это, как в игре в рулетку, – все зависит от капризов погоды. Количество скота и птицы после весеннего приплода – показатель неустойчивый, ведь у молодняка может быть большой отход. Нельзя проводить перепись между посевной и сбором урожая, ведь как гласит известная поговорка: "Цыплят по осени считают"! И почесав затылок, анкетируемый "брешет" и "брешет", только чтобы от него побыстрее отвязались.

Трудно поверить в то, что организаторы переписи из высоких кремлевских кабинетов не знали, что эта затея бесполезна по сути и точной информации таким образом не получить.

"Спецоперация". Ну, а как по другому назвать этот сомнительный проект, согласно которому населению предлагается "добровольно" заявить о своем имуществе интервьюерам. Причем переписчиков охраняли несколько десятков тысяч милиционеров, а в некоторых регионах по избам ходили грозные казаки с шашками. Сразу вспоминается сельхозперепись образца 1920 года, после которой началось раскулачивание и насильственная коллективизация.

Несмотря на постоянные заявления региональных властей, что нынешняя перепись не носит фискальный характер, из истории известно, что эти данные используются только для того, чтобы обложить население разного рода податями и повинностями. Ни для чего другого они просто не нужны! Тем не менее, перепись анонимная, а от этого еще более загадочная...

Когда чиновник говорит, что "результаты переписи помогут сформировать сбалансированную агропромышленную политику России на многие годы, дадут реальную и детализированную картину сегодняшнего состояния аграрного комплекса России, позволят точнее выбирать приоритеты поддержки села, сделать такую помощь по-настоящему адресной и максимально эффективной", он тоже, как и крестьянин, безбожно "брешет". Всем известно, что в тотально коррумпированном государстве просто невозможно проводить какую-либо агропромышленную политику.

Сегодня, к примеру, запрещен импорт куриных окорочков в страну, предприниматель вкладывает средства в развитие птицеводства. Планирует прибыль. Но завтра вдруг некто из некоего министерства подписывает распоряжение, разрешающее ввоз в страну мяса птицы из-за рубежа по демпинговым ценам. Отечественный птицевод тут же сливается в канализацию. Это частный пример. А кто вообще измерял объемы контрабанды сельхозпродуктов из того же Китая, например? Поэтому если здраво рассудить, то вначале нужно начинать с реальной и эффективной борьбы с российской коррупцией, а потом уже что-то переписывать и планировать. Но трудно представить процесс борьбы с коррупцией в современной России. Я даже затрудняюсь с подбором названия этому немыслимому явлению, что-то типа: "самодемонтаж путинского режима", не так ли?

И все же попробуем ответить на главный вопрос: какова истинная цель проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи? Когда анализируешь законотворческую активность в Госдуме за последние годы, ответ напрашивается сам собой.
Что на Охотном ряду является главным предметом дискуссий? – Земля!
Земля под разными соусами – с лесными насаждениями в Лесном кодексе, с водоемами в Водном кодексе, пашни и сенокосы в законе "Об обороте сельскохозяйственных земель". Земля проглядывает во многих новоиспеченных законах. Земля – это то, что еще не успели украсть наши чиновники. И теперь, видно, пришло время посчитать, взвесить и продать ее – Матушку. А "земля" на Руси традиционно ставилась в ассоциативном ряду вместе с понятием "воля", олицетворяющим нечто даже большее чем "свобода".

Так что на этот раз не получится из-за калитки "отбрехаться" на вопросы анкеты и забыть, уповая на обещания стабильности. Все, баста! Скоро многим из россиян объявят, что они лишние пассажиры на поезде "Россия" и эта остановка для них конечная. Но будет это уже после 2008 года, хотя, может, я слишком оптимистичен?

Альберт Калашников, Амурская область

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter